Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Двойник" Ф.Достоевского, Александринский театр, реж. Валерий Фокин, 2005

Три дня подряд Александринский театр транслирует спектакли, в разных формах осваивающие мотив раздвоения - героя и реальности вокруг него. Завершается этот "мини-фестиваль", может и не задуманный как таковой, "Изотовым" Андрея Могучего, начинался спектаклем Юрия Бутусова "Человек=Человек" по пьесе Брехта "Что тот солдат, что этот", обе постановки я в свое время видел "живьем" -

- и сейчас "Человека" в силу скверного качества записи даже ради фантастической там работы Дмитрия Лысенкова не смог в трансляции до смотреть до конца. "Двойника" Валерия Фокина я видел тоже, тоже с Дмитрием Лысенковым и с Виталием Коваленко -

- то есть уже восстановленную в 2007м году версия, которая потом шла десять лет и в 2017м была сыграна последний раз. А театр показал запись с первоначальным составом, где Якова Петровича Голядкина играет Виктор Гвоздицкий, а Голядкина-младшего, то есть двойника, Алексей Девотченко.

Я видел на сцене обоих, Девотченко очень много и очень разного (в постановках Додина, Гинкаса, Серебренникова, в моно-спектаклях по Саше Черному и Иосифу Бродскому - кстати, Бродский у Девотченко в режиссуре Михельсона был такой, каким его себе интеллигенты едва ли способны без посторонней помощи представить!), Гвоздицкого гораздо меньше (не застал его у Гинкаса, а то, что он делал последние годы жизни в МХТ, очевидно не соответствовало планке его возможностей), но никогда в дуэте, в качестве "двойников". При том что они и внешне нарочито не похожи (как, впрочем, и Лысенков с Коваленко - это, несомненно, заложено Фокиным в основу постановки), и темперамента скорее противоположного, и даже по актерской технике сосуществуют на контрасте, такими придуманы их персонажи-"двойники": Гвоздицкий нервный, сложный, с "двойным дном", а Девотченко бурлящий, суетливый, агрессивный.

Валерий Фокин не из числа режиссеров, которые меня восхищают, но среди всех его многочисленных спектаклей по Достоевскому, которые я смотрел (от "Вечера с Достоевским" по "Запискам из подполья" с Константином Райкиным до "Теоремы Зеро" по "Игроку" с Эрой Зиганшиной), пожалуй, именно "Двойник", с мерцающими зеркалами (сценография Александра Боровского), хором-кордебалетом чиновников и "чиновниц", с слугой Петрушкой в шубе поверх испдней рубахи (Илья Носков!) и даже с "дешевым", как отмечалось в свое время, ходом выбегания "обычного человека", сперва Голядкина, а затем, под занавесом, кого-то следующего, очередного - наиболее убедителен, хотя даже в записи местами (при небольшой продолжительности) заставляет поскучать, и наблюдаешь за дрожью рук Гвоздицкого в белых перчатках с большим интересом, чем за общим решением, переменами в "зеркальном", все друг в друге отражающем пространстве, или за созвучиями музыкальной партитуры Александра Бакши.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments