Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Проданная невеста" Б.Сметаны, Баварская опера, реж Дэвид Бош, дир. Томаш Ханус, 2019

Мой скепсис по отношению к искусству "национально-романтического" направления распространяется не только на русскоязычные его образчики - музыка "Проданной невесты" для меня тоже не из ряда "заслушаешься", да я целиком от начала до коцна и не слышал ее раньше, тем более не видел театральных постановок, сравнительно недавно в "Новой опере" устраивали концертное исполнение, я и на него не попал. Но в своем роде опера-то симпатичная - хоть и простовата, в "народном" духе, и старомодна. Постановка адекватна материалу - в чем и ее недостатки (рационально зацепиться особо не за что), и достоинства (местами умильная, местами заводная и неизменно мелодичная опера интеллектуального "перегруза" не выдержала бы).

Главное - даже отрицательные персонажи спектакля выходят обаятельными, в том числе "сват" Кецал (Гюнтер Гройсбек), здесь он превратился в "брачного агента", сделанного отчасти "под цыгана" в расстегнутой красной рубахе с золотой цепью и набором "скидочной" свадебной одежды, а в придачу к ней и детского тряпья. Невероятно хорош главный герой Ганс - да, за такого батрака и не только крестьянки пойти хотели бы... еще и голосистый, отличный лирико-драматический тенор Павол Бреслик.. Героиня Мария у Селены Занетти выходит малость зачуханная, но бойкая зато: есть девушки в чешских селеньях - управляет трактором, разливает молоко из фургона, разве что не решается войти, даже попрыскав освежителем воздуха, в сельский деревянный туалет типа сортир - должна бы привыкнуть, что такого: ну будка вонючая, ну постер с бабой голой изнутри... Мужики очередью выстраиваются!

В целом деревенская обстановка, благо еще и майский праздник, скорее нарядная, чем унылая - пирамидальной конструкции "сеновал" занимает большую часть сцены, однако приметы цивилизации, от электрогирлянд до велосипедов и даже мобильник (брачному агенту как без него) налицо. Дань моде постановка все же отдает - задействована... живая свинья, по случаю сватовства незадачливого жениха, сына богатого крестьянина Венцеля (и персонаж Вольфганга Аблигера-Шперхаке, кстати, скорее трогательный, чем отталкивающий - полноватый, в костюмчике и шапочке с помпоном) перевязанная атласной ленточкой. И уж на что неплохи обрядовые куклы на сельском празднике в первом акте, но бродячий цирк-гиньоль с "живыми мертвецами" на автокибитке, "людоедом" в кровище, раскрашенной канатоходкой Эсмеральдой, ходульными клоунами и ряженым (по либретто) медведем просто улет!

Тем не менее это была бы какая-то другая опера, не Баварская, если под занавес, прежде, чем прожженый Кецал после пережитой неудачи со сватовством Марии сунет публики свою рекламную визитку, беспечный Венцель не бросит в стог сена  непотушенную папироску и всю деревню не накроет дымом пожарища.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments