Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Спящая красавица", хор. Петер Райт; "Коппелия", хор. Тед Брандсен, Нидерландский национальный балет

Вот если б все сюжетно-костюмные балетные спектакли были такие - я б иначе воспринимал классический балет, при том что "балетоманы" из всех категорий "любителей искусства" однозначно самые стремные (сплошь старые кошелки да пидоры облезлые), и они-то как раз по отношению к современному танцу (а мне он интересен) настроены в основном агрессивно, им подавай пачки, фуэте и еще чтоб непременно с люстрой на потолке. Я никуда не езжу и нигде не бывал, в Амстердаме всего два раза, тамошний театр оперы и балета видел только со стороны, внутрь не заходил, потому насчет люстры сомневаюсь (здание вроде модерновое...), зато всем остальным даже самые упоротые "друзья балета" должны остаться довольны, однако и я неожиданно приобщился.

В прошлом году мне попалась, тоже в записи, разумеется, "Золушка" Кристофера Уилдона, но ее Уилдон ставил много где, я даже (хотя никуда не езжу и ничего не смотрю) раньше видел точно такую же, только в исполнении труппы балета Сан-Франциско, на сцене нью-йоркского Линкольн-центра, и она даже попригляднее показалась, чем амстердамская телеверсия:

Но тут в связи с карантином "подсел" на трансляции записей Нидерландского национального балета, и сперва "Щелкунчик", относительно свежий, съемка прошлого 2019 года (хореографы Тоер ван Шейк и Уэйн Иглинг) приятно удивил -

- потом "Спящая красавица", основанная, правда, на классической хореографии Петипа, но в редакции Петера Райта (сценограф и художник по костюмам - Филипп Проуз), и в целом все "как полагается": блестки покрывают всю сцену под занавес; от люстр, бархатных драпировок и сверкающих аксессуаров больно глазам; кошечки, Шапочка с Волком, голубая птица - все при деле; артистка уже в правую кулису ушла - а из левой еще шлейф тащится, как любят православные балетоманы. Но танцуют солисты отменно: Майя Махатели, Артур Шестериков, а также Надя Яновская в партии Карабос; кстати, никакого в этом образе нет здесь гротеска, черная и белая феи - равноправные "конкуренты", линия их противостояния последовательно проводится через пролог и два первых актах (вспомнилась по ходу "Руслан и Людмила" Чернякова - там, кстати, тоже приходилось жениху спящую будить!). Кого-то наверняка заодно порадует, что примерно четверть нидерландской труппы - уроженцы СССР, хотя судя по фамилиям собственно русских среди них не так много.

Ну а "Коппелию" (2016) смотрел просто раскрыв рот, с детским восторгом - тут все, как выражаются театроведы, чистая радость, начиная с музыки (мазурку Делиба отсюда я когда-то в школе разучивал - играл ее, конечно, а не плясал.... но у оркестра под управлением Коэна Кесселса она звучит гораздо лучше...), заканчивая оформлением в мультяшной ретро-футуристической стилистике с уклоном в стим-панк (сценография и идея костюмов - Зиеб Постума, художник по костюмам - Франсуа-Ноэль Шерпен). Модные, яркие одежки и платьица в духе середины прошлого века сегодня глаз радуют необычайно - а уж в сочетании с превосходно исполненными неоклассическими танцами (уж на что мне эти дрыганья ногами поперек горла - а поневоле втянешься!) загляденье да и только. При том что я и в Большой на "Коппелию" дважды ходил (второй раз исключительно ради Вячеслава Лопатина), но по ощущениям - не сравнить: танцы в нидерландском балете - классические, а спектакль - не то что "современный", а на все времена и, сдается, на любые вкусы годный.

Городок, куда художники поместили действие спектакля - милый, древний, с крышами и шпилями, напоминающий графические иллюстрации из хороших старых детских книжек, но в пространство уютной площади с уличным кафе и ларьком соки-воды врезано, будто вставной зуб, функционально-конструктивистское здание со стеклянными вращающимися воротами - это резиденция Коппелиуса. До поры она не мешает местной молодежи культурно отдыхать в неформальной обстановке и пляжно-спортивных костюмах: девочки в юбочках, мальчики в шортиках, а уж до его идут Францу красные трусы, белые гольфы и полосатая майка с литерой F на груди!

Два года назад Даниэль Камарго на Бенуа де ла данс танцевал один номер с Игон де Йон, а другой с Майей Махатели (той, что Аврора в "Спящей красавице") -

- пятью годами ранее приезжал в составе труппы Штутгартского балета, но тоже с концертным номером Демиса Вольпи "Маленькие чудовища" на песню Элвиса Пресли -

- в полноформатном спектакле я его только на экране и видел. В "Коппелии" он работает в дуэте опять-таки с Игон де Йон, а Коппелиуса танцует тоже знакомый уже Вито Маццео и очень здорово, но все равно Франц-Камарго здесь, а не де Йон-Сванильда, главный, настоящий герой, хотя героине и приходится его "спасать", вызволять во 2-м акте из офиса Коппелиуса, где злобный "доктор" уже его лишил сознания и подключил к какому-то смехотворно-зловещему "анатомическому" аппарату. Впрочем, 2-й акт прекрасен демонстрацией кукол из "лаборатории" Коппелиуса - среди них самый заметный экспонат однозначно робот-рэпер, черный, в трениках и кепке, крутящий, соответственно, брейк, но... в рамках техники классического балета!

В 3-м акте, окончательно разобравшись с Коппелиусом и его кукольным выводком, парочку по-быстрому венчают, родители жениха и невесты оперативно подходят к благословением и моментально освобождают место для па де де. Пафосный белый костюм поверх жилетки в "свадебной" сцене, правда, Даниэлю Камарго несколько меньше к лицу, чем красные штаны и шорты, кроссовки и майка, да и в принципе сугубо классический по хореографии "новобрачных", пускай великолепно исполненный, "удовольствие" не для меня уже, хотя он "весь в белом" и она в "свадебном платье" все-таки хороши посреди городского сада с купами деревьев, "нарисованных" словно с мыслями о графике Миро и Клее, меня это тоже умилило чрезвычайно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments