Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Борис Годунов" А.Пушкина, Чеховский фестиваль, реж. Деклан Доннеллан, 2000

Все последующие работы Доннеллана с русскоязычными артистами - даже если считать "-язычными" танцовщиков Большого театра, где Деклан Доннеллан в качестве режиссера на пару с хореографом Раду Поклитару ставил балет "Гамлет" - я видел, и все они, на мой взгляд, были примерно в равной степени малоинтересными, бесславными, однотипными (кроме "Гамлета" в Большом - тот вышел беспримерно пустым и откровенно провальным, позорным и скучным, моментально исчез из репертуара), а вот "Бориса Годунова" с Евгением Мироновым в заглавной роли не застал и даже запись только сейчас посмотрел впервые. Ничего нового про Доннелана не узнал (скорее уж сильно позже многих его московских премьер и даже гастролей с европейскими постановками он неожиданно и заново открылся для меня в феерическом "Короле Убю"!), но как ни странно, и спустя десятилетия "Борис Годунов" производит лучшее впечатление, чем "Двенадцатая ночь", "Три сестры", "Буря" или "Мера за меру" на момент премьер.

Конечно, отчасти это еще и аттракцион - через много лет вылавливать на мутноватом видео молодых Дмитрия Дюжева (он тут ходит в монашеской рясе с бородой и крестом!), или Сергея Астахова в роли Воротынского (тоже не великий актер, но всяко попристойнее Александра Новина будет...), да много кого узнаешь - не сразу! - вспоминаешь (по другим работам), думаешь, насколько по разному складываются судьбы... Дмитрий Щербина и Дмитрий Дюжев - тезки, здесь на равных работают - а вот... хотя, как говорится, еще неизвестно, кому повезло! Игорь Ясулович, как и многие, не одну играет роль, меняет образы - с накладной бородой в роли Пимена, правда, мне он показался ряженым (но это если не вспоминать "радионяню" Бориса Плотникова в постановке Петера Штайна, вот еще один импортный гений... его "Бориса Годунова" я своими глазами "живьем" видал... а предпочел бы не видеть!). Зато какой замечательный, острый, юркий, "прожженый" Шуйский у Авангарда Леонтьева! А еще - Марина Голуб (колоритная хозяйка корчмы), Михаил Жигалов (солдафон и садист, разыскивающий беглого Гришку), Александр Леньков (брат Мисаил, он же Юродивый Николка)... - один уж нет, другие не на виду.

Но вот в паре главных антагонистов - явный перекос: Годунов в исполнении Александра Феклистова - бледный, одномерный, невнятный, ну тоже в своем роде "самозванец", отчасти "узурпатор", да еще с "кровавыми мальчиками" в анамнезе (дети, кстати, у Доннеллана ходят вовсю, но по крайней мере, в отличие от Штайна, не летают на тросе, обвешанные электрогирляндами), но в сущности ничем не примечательный. То ли дело Гришка - Евгений Миронов, еще не нагулявший жира штампов, как сегодня, весь кипит, и в каждой сцене он новый, его персонаж постоянно развивается, раскачивается, даже внутри одной сцены, чего стоит только "фонтан" (здесь это скорее колодец, бассейн), возле которого он объясняется с Мариной Мнишек-Ириной Гриневой - ну просто ударный, феерический эпизод!

В целом же "площадной" минимализм и "балаганная" эклектика постановки сегодня производят двойственное впечатление. К примеру, сцена в корчме: столы под клеенками, из-за соседних проститутки высматривают клиентов, персонаж Михаила Жигалова в армейской форме, раздающий пинки и уверенный, не читая приказа, что беглеца следует изловить и "повесить", потому что вешать ему привычно - попадание точное и на любые времена в этой стране. Тогда как "винтажные" аксессуары вроде пишущих машинок или телеприемников - детали в лучшем случае необязательные, но глаз режут все равно, как и сочетание пиджаков с "шапкой Мономаха". А уж "ритуальные услуги", бесконечные православные камлания с песнопениями, кресты и свечки (стилизация и бутафория - но все равно), вероятно, для того времени, когда Доннеллан ставил своего "Бориса Годунова", совершенно иначе смотрелись, нежели теперь, когда вместо контраста ("суда мирского" - и "божьего суда") вся эта протухшая православная фанаберия сколько-нибудь здравому уму и не совсем ослепшему глазу кроме как фуфлом не видится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments