Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Лебединое озеро"П.Чайковского, балет Берлинской оперы, хор.Патрис Барт, дир.Даниэль Баренбойм, 1998

Никогда балет для меня не был приоритетным интересом, а все же каких только "Лебединых" и даже просто "Озер" (вот как на днях просмотренное в записи Жан-Кристофа Майо, хотя тоже с лебедями) не доводилось видеть, от изысканных цюрихских абстракций Хайнца Шперли и других переосмыслений вместе с хореографией заскорузлого романтического сюжета до провинциальной кондовой имперско-совковой "классики" с установкой на "сказочку", чтоб озеро выходило из берегов, чтоб картонных лебедей на веревочке из кулисы в кулису тянули.

Версия Патриса Барта пускай тоже идет в копилку, хотя хореографией она малопримечательна, да и внутренний сюжет принципиальных изменений не претерпел, но подобно Чернякову в опере Барт к нему извне пристроил свой дополнительный, нехитрый: взаимоотношения принца с матерью - которые, в спектакле поданные факультативно, проходными невзрачными эпизодами, тем не менее определяют идеологическую концепцию постановки, нагружая ее фрейдистской (в самом примитивном восприятии психоанализа) подоплекой.

В прологе королева гуляет с маленьким мальчиком, но мальчик быстро вырастает. А у матери (Беттина Тиль) при дворе крутится некий мужчина - то ли он ее любовник, сожитель; то ли просто под видом церемониймейстера втершийся в доверие злобный шарлатан. Неудивительно, что Зигфрид (Оливер Матц) - с лучшим другом, который в принца только что не влюблен как мужчина в мужчину - стремится прочь от постылых покоев родительницы на свою утиную лебединую охоту. Временами, правда, женщина тоскует у портрета (умершего мужа, надо полагать?), но чаще утешается присущими дворцовой жизни забавами - вот и "русский танец" принадлежит ей, правда, уже в дуэте с явившимся ко двору и приведшим свою "питомицу" (Одетта/Одилия - Штеффи Шерцер) злодеем Ротбартом (Торстен Хендлер). Итого: мать на озере находит сына мертвым (и Ротбарта, кстати, тоже, но видимо его уже не жалко).

При этом в основе и во многих деталях, целыми номерами, сохранена хореография Петипа-Иванова, особенно в "лебединых" актах (ну то есть Иванова) вплоть до нелепого и по большому счету уродливого, зато столь милого сердцу "друзей балета" танца маленьких лебедей. А в таком пластическом контексте убогие фрейдистские штучки от Патриса Барта, тоже не первой свежести (даже по меркам 1998го года, когда осуществлена запись спектакля) - как и, кстати, модный "гендерный" уклон пермской "Баядерки" Алексея Мирошниченко (не доехавшей ныне до Москвы, но тоже показанной в записи) - смотрятся "вставными зубами".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments