Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Щелкунчик и мышиный король", Нидерландский балет, хор. Тоер ван Шейк и Уэйн Иглинг, 2019

До последнего оттягивал, но вкладку сохранял, и думал уже, что ссылка не сработает - а посмотрел с тем самым "удовольствием", которое так всегда хотят получить, но редко обретают большие любители искусства, и жаль только, что опоздал лет на сорок, в два годика такой спектакль еще больше удовольствия мне бы доставил. Великолепное в своем роде зрелище - при том что в первом акте почти нет танца, даже на драма балет не тянет, преимущественно, за исключением картины со снежинками, пантомима. Эффектная, кинематографичная - что оправдано и концептуально тоже - смена планов, интерьерных и экстерьерных, камерных и массовых эпизодов.

Утро начинается в спальне Клары, следует девичий туалет с прислугой, а затем, как положено, праздник с Дедморозом (прям очень "ортодоксальным", при посохе и накладной бороде). Но, тоже как положено, Дроссельмейер дарит героине игрушку - Щелкунчик тут самоходный, заводной (вероятно, радиоуправляемый...), что не мешает кудлатому брательнику Клары в один момент оторвать ему голову. Ну а дальше - сон с мышами, однако не все так просто. Сражение с участием кавалерии, танцовщики внутри "лошадок" - весьма неплохо смотрится, жаль что здесь и далее оценить работу художника по костюмам затруднительно: весь спектакль заснят одной камерой,  почти неподвижной, и только на общем, изредка чуть укрупненном плане, но все равно без лиц, тем более без деталей нарядов... а они роскошные (художник тот же Тоер ван Шейк). Главное же - появляется опять Дроссейльмейер с "волшебным фонарем" - до того на детском празднике он слайды со сказкой про мышиного короля показывал, а теперь картинки повеселее пойдут: фонарь "прожектора" становится тем чудесным "оком", сквозь которое и происходит с героиней дальнейшее.

Не приходя в сознание, Клара переносится на поляну среди зимнего леса, где ее встречает.. не двенадцать месяцев, конечно, а все тот же Щелкунчик, только теперь он бравый солдат, пускай малость потрепанный мышами. Хореографы (по-моему не больно именитые...) Toer van Schayk en Wayne Eagling остроумно решают номера дивертисмента второго акта: арабский танец - шейх с невольницами, китайский - "танец с саблями" императорских воинов, пастушки - древнегреческий, особенно "зажигает" зелененький мохноногий фавн; русские, впрочем, как всегда подкачали - сарафаны, кокошники, в зрачке "волшебного фонаря" фон с луковичными куполами и прочие традиционные ценности; танец феи сирени героиня берет на себя, но и в остальных эпизодах дивертисмента главная пара (оба азиатского происхождения, маленького, соответственно, считай "детского" роста на общем фоне, что уместно) тоже принимает посильное участие.

А поутру она проснулась, на кроватке прыгает поганец-братишка кучерявый, который щелкунчику башку вырвал с корнем... Финал мне показался смазанным - он разворачивается у крыльца дома, во дворе или на улице, куда собираются под занавес тени то ли из минувшего сна, то ли какие-то реальные, но еще не до конца проявленные персонажи: романтического апофеоза не получается, хотя именно он идеально подошел бы этому (свеженькому, между прочим, запись декабря 2019го!) конфетно-мультяшному аттракциону.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments