Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Хорошо темперированные грамоты", театр POST, СПб, реж. Дмитрий Волкострелов

Вообще-то я древнерусский неплохо знаю - в разговорном давно не было случая попрактиковаться, а с листа читаю, если это лист книжный (в музеях под стеклом витрин много что на рукописных страницах могу разобрать), но вот с телесуфлера оцифрованная древнерусская графика, да еще с конъектурами (сколь угодно научными) воспринимается гораздо хуже, я и подрастерялся, хотя, допускаю, на то и расчет, чтоб не скучно, значит, выходило. Тем не менее заранее решил, что захочу стать "участником", а не "зрителем" - даже с учетом (впрочем, не зная заранее...), что аудиокомментарии в наушниках на первой части спектакля только зрителям доступны и пройдут мимо меня.

При цельности методологической основы всех работ у Волкострелова спектакли "на выходе" получаются все-таки очень разные. Некоторые, как "Сосед", например, или "Розенкранц и Гильденстерн" (а еще ранее - "Запертая дверь", "Злая девушка"), приближаются по некоторым внешним признакам к "традиционному", "драматическому", "обычному"/"нормальному" театру, отчасти даже позволяют говорить об актерских индивидуальностях. Другие - эти мне милее всего - на первый взгляд ничего общего с "театром" не обнаруживают и категорически не рекомендованы "большим любителям искусства", в них "ценители изящного", настроенные "получить удовольствие" от священнодействия жрецов Мельпомены, ничего для себя не найдут, а я именно в них нахожу то, чего ищу в театре: таковы "ДиДжей Павел" и в несколько меньшей степени свежие "Два перстня". Ну а зрители уже не очень молодые, бывалые и с не совсем отсохшими мозгами вспомнят не только "Три дня в аду" с "Русским романсом", но и "Солдата", и "Я свободен".

"Хорошо темперированные грамоты" если и можно с чем-то прежним волкостреловским сопоставить, какую-то к ним протянуть линию - то разве что от сравнительно недавнего "Художника извне и изнутри":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3991162.html

Но в "Художнике" присутствовала, по крайней мере предполагалась, предлагалась к домысливанию, личность героя, автора текстов и художника, создававшего произведения (пусть эти произведения оказались утрачены, а тексты частью непонятным, частью столь тривиальны по содержанию, что вроде как и не заслужили внимания). Найденные при относительно недавних (организовавший их ученый-археолог умер буквально на днях) новгородских раскопках берестяные грамоты средних веков преимущественно анонимны, а многие и вовсе не поддаются прочтению, переводу, расшифровке; в тех же случаях, когда что-то разобрать удается - это повседневные записки с извещениями, поучениями, поручениями, самого обиходного, простецкого свойства. Хрестоматийное "сорочицу забыл" у нас не звучало, но были похожие моменты - проект "Хорошо темперированные грамоты" предполагает, что прочитаны должны быть так или иначе все грамоты, а их больше тысячи, они пронумерованы, и на каждом конкретном показе из них используются 24 (в нашем варианте из четвертой сотни номеров по порядку), включая те - и таких явно больше половины - где перевод на СРЯ (как мы на филфаке называли современный русский язык) отсутствует. 24 - это по количеству музыкальных тональностей, впервые освоенных целиком в сборнике прелюдий и фуг И.С.Баха.

Но до Баха, как говорится, еще надо дожить. В первом "действии" (а части вечера может и всерьез, без издевки, но "действиями" обозначены!) каждому из 12 "участников" предлагается по назначению (не в порядке номеров) прочесть по две грамоты, за прелюдию стало быть и за фугу - большинству, правда, и одной не выпадает, а остается только констатировать "перевода нет, нет перевода", пока "зрители" в наушниках слушают - насколько я уловил со стороны - нечто вроде комментирующей лекции (предположу, академика Зализняка, тоже ныне уже покойного). В "действии" втором задача усложняется - каждый из читавших "участников" должен вспомнить - без подсказки! - содержание прочитанного... Лично я с трудом, хотя прошло всего несколько минут, припомнил некое указание пишущего адресату, связанное с их общим "бизнесом" (и вряд ли память отшибло - просто изначально понять, о чем речь, даже при наличии перевода трудненько), а возникающий с некоторым опозданием оригинальный, древнерусским шрифтом (но в компьютерном формате) воспроизведенный текст грамоты помогает слабо, его даже просто вслух прочесть (в оригинале) очень сложно, за фрагментарностью и отсутствием многих букв. "Действие" третье обозначено как "совпадение" - тексты "грамот" накладываются на несколько тактов той или иной баховской прелюди... Правда, если я правильно понял из ответов на мои докучливые вопросы, музыкальные (фортепианные) отрывки выбирает не компьютерная программа и не сообразно прозвучавшим текстам на каждом спектакле заново, но они заранее отобраны, обработаны и записаны режиссером сотоварищи, что, по-моему, в значительной мере снижает даже экспериментальную ценность мероприятия, не говоря уже о том, что ставит под вопрос художественные задачи проекта.

Тем не менее общекультурный посыл "Хорошо темперированных грамот" считывается, хотя, вероятно, всяким по-своему: для кого-то обрывочные, траченые "записульки" средневековых новгородцев - занимательная историко-этнографическая экзотика, а кто-то, наоборот, паче чаяния сумеет ощутить близость сквозь эпохи, отождествить себя с этими неведомыми, далекими, но, в сущности, ничем в своих житейских устремлениях не отличными от современных людей Мирославом, Ратмиром, Даньшей и, конечно, Дрочилой (ну звали так парня, да!). Интерактивные же операции над фрагментами старинных текстов, предложенные Волкостреловым и К, оживляют процесс, активизируют внимание, дают возможность включиться в "игру" с жившими в давно прошедшие века, с оставшимися от них артефактами, свидетельствами - правда, у меня возникло ощущение, что для создателей "Хорошо темперированных грамот" сами по себе берестяные грамоты и начертанные на них послания все же не стали более чем предметом этой чисто театральной (как ни странно, хотя ничто, никакие внешние приметы не выдают в происходящем "спектакля", "зрелища") игры.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments