Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Птичка" реж. Владимир Бек, 2015

Пять лет назад пропустил показ в Вологде на фестивале молодого кино - и только сейчас, когда фестиваля вологодского нет уже в помине, да и о режиссере с тех пор что-то не слыхать, впервые посмотрел его по ТВ. Правда, сомневаюсь, что в свое время "Птичка" хоть чем-нибудь зацепила бы меня - сейчас по крайней мере любопытно задним числом наблюдать, какой здесь инфантильный, нежный Петр Скворцов в сравнении с суровым и зрелым в "Содержанках". А так-то "Птичка" - лиричная кинографомания, хотя случившийся годом раньше дебют Владимира Бека "Безкожи"с участием того же Скворцова был еще бессвязнее. "Безкожи" я видел также в Вологде а потом спустя месяц снова пересмотрел в Выборге"; помнится, вскоре после его выхода мне довелось однажды общаться с режиссером (больше педагогом по режиссуре ВГИКа) Владимиром Фенченко, от про "Безкожи" заговорил: "Фильм про то, что бабе хочется трахаться!" - причем не имея в виду ничего плохого, скорее наоборот, с пониманием и симпатией; но я и после просмотра, и в результате подсказки не уловил там этого подтекста, попросту ничего не уловил, коль на то пошло:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2878290.html

"Птичка" хоть и немногим менее претенциозна, но заметно более вменяема, даже не совсем бессюжетна. Парень и девушка - вожатые в загородном лагере для школьников, у них роман, за которым наблюдает исподтишка пара их воспитанников. Мальчик к тому же снабжен видеокамерой, на которую ему случайно удается заснять, как вожатые кувыркаются голышом на лужайке - а тем и раньше начальство сделало замечания: вы мол, тут, работаете и должны за детьми следить, а не по углам прятаться. И вот девочка мальчику намекает - надо запись начальству отдать, но мальчик камеру разбивает. Маленького мальчика, похоже, до некоторой степени интересует девушка постарше, влюбленная в коллегу воспитательница Рита, а девочку, соответственно - вожатый Паша, персонаж Петра Скворцова - но все так зыбко, неуловимо, переменчиво и, кроме того, торжество молодых естественных чувств над не слишком, в сущности, навязчивым давлением со стороны и сверху, разумеется, растворено в природе, заснято в беспорядочном движении (оператор та же, что и в "Безкожи", Ксения Середа, но и она здесь работает осторожнее, к тому же не в пример Владимиру Беку ее дела определенно пошли в гору, к примеру, "Звоните ДиКаприо" с Жорой Крыжовниковым впоследствии снимала), перемешано при монтаже до не раздражающей, но и ни к чему не обязывающей сумятицы, а внутренний предполагаемый драматизм ситуаций лишь изредка и не слишком агрессивно проявляется внешне, в том же замечании начальницы или в надписи на стене "Рита дура фрегидная" (героиня, получается - тезка актрисы Маргариты Толстогановой).

Однако некоторые сцены построены, в том числе на уровне диалогов, вопреки ожиданиям внятно. Скажем, персонажи Петра Скворцова и Маргариты Толстогановой едят в столовке макароны - и ведут разговор про "смешные макароны", то есть парень шутит, девушка внимает... ну мило. В остальном - поразительно для молодого (на момент выхода "Птички" режиссеру 25 не было!) автора запоздалое, лет на тридцать-сорок, произведение, так что пять лет, на которые я отложил просмотр, вряд ли имеют принципиальное значение. Фильм как визуальное "стихотворение" едва ли предполагает, что события, пускай даже изложенные пунктирно, спорадически, следует воспринимать буквально, а не исключительно метафорически: еще можно допустить, что подросток с отчаяния раздавил в кулаке несчастную канарейку (птичку жалко, но сильна как смерть любовь), а вот поверить, что он же прям так же запросто видеокамеру разбил (недешевая же вещь!) никак нельзя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments