Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Глазные капли Кормана свели меня с ума","Дьявольская вакханалия и запрещенные пленки Ивана Кардосо"

Еще на церемонии открытия фестиваля - а в этом году я собрал волю в кулак и не разрешил себе пропускать официальные мероприятия... - довелось почувствовать себя в душе Мединским (кстати, в отеле у лифта кто-то из фестивальной публики заштриховал на табличке "медицинский пункт" пару средних букв...), озадачившись, хотя, в отличие от бывшего министра, и не вслух, вопросом "кто этот дедушка?", когда незнакомый старичок вида несколько экстравагантного выполз из вип-ряда, плюхнулся на пол возле рампы со стороны партера и стал все происходящее снимать на видеокамеру мобильника. Дедок оказался Иваном Кардосо, которого на фестивале позиционировали "анфан терриблем" от бразильского кино - ну я сам "террибль", хотя и давно не "анфан", а в Бразилии не бывал и не буду никогда, понятное дело, "из ливерпульской гавани всегда по четвергам...", однако на протяжении трех последующих дней наблюдая за ветераном, отчасти заинтересовался, что жа кино он может снять.

Ну на обещания "бразильского порно" я не покупаюсь, тем более что за чем другим, а за порно так далеко ходить не надо, однако изначально отдав предпочтение после церемонии закрытия (время летит...) музыкально-поэтическому спектаклю Алисы Гребенщиковой по стихам и песням 1960-х годов, я там быстро понял, что на этом празднике жизни, любви и света точно чужой, и пока сахар в крови от рифм Белы Ахмадулиной не достиг показателей, несовместимых с жизнью - само собой, эстрада была убрана зелеными насаждениями в кадках, стопками книг и рассыпанными яблоками, а партнерша Гребенщиковой по проекту пела под аккомпанемент синтезатора "Кто мне любовь мою принес, Наверно добрый Дед Мороз..." - отправился из кинотеатра "Югра-Классик" в Центр искусств для одаренных детей севера (основная фестивальная площадка), где ретроспектива Ивана Кардосо, того самого отвязного деда с мобилой, должна была стать завершающим событием фестиваля, его апофеозом.

Поскольку кинопоказ двух фильмов Кардосо - свежей короткометражки прошлого года и "полного метра", собранного из нарезок прошлых лет - совпадал с банкетом в честь закрытия фестиваля, проходившим в отеле, куда пешком добраться было невозможно, а транспорта до окончания мероприятия не предполагалось, элитарную аудиторию бразильского авангардиста составили его товарищи по международному жюри (под каким бы предлогом они могли уклониться?!.), единичные передовые добровольцы из просвещенных киноведов, а также несколько местных жителей (последнее вообще за гранью моего разумения - но факт... и кажется, последние остались более всего довольны полученным опытом! по окончании сеанса не хотели расходиться, не сфотографировавшись на память со старым клоуном, о котором еще накануне слыхом не слыхали). Про себя того же, к досаде (но сам виноват...) сказать не могу, но вовсе не по тем причинам, по которым "нормальный", "обычный", "здоровый" человек через пол-минуты после начала сеанса ретроспективы Кардосо в сердцах сказал бы (про себя или вслух) "че за хуйня?" и пошел бы восвояси, а скорее по обратным.

Благо еще я, не поспав накануне ночь, с утра (перед тем, как лечь!) хорошо "позавтракал" и, поскольку ем раз в день, не ощущал к вечеру голода; а перед началом церемонии - впервые на моей памяти - в вип-гардеробе выставили немного вина и я урвал бокальчик "крымского алиготе" (простигосподи...), пока съемочная группа "Аутло" все до дна не освоила,, так что алкогольного "истощения" также не испытывал. Ну и когда по окончании сеанса и "обсуждения" (да, Кардосо как бы отвечал на вопросы, через тройной перевод с португальского на очень плохой английский потом на просто плохой и далее на русский, по правде сказать, опять же неважный...) нас все-таки отвезли в гостиницу, то бишь к столу, кое-какие объедки - остатки... - добыть удалось; ну и хотя бы ради того, чтоб великая и ужасная Ангелина Федоровская, в прежние времена цербером не пускавшая меня на "вечер грядущих премьер" в рамках фестиваля "Московская премьера", здесь собственноручно приносила мне коньяк и шашлык, да еще уговаривала, чтоб "мальчик поел и выпил" (надо ж дожить до такого...), стоило на Кардосу оставаться!

Что касается, с позволения сказать, "фильмов" - они не стоят разговора, осмысления, даже, по большому счету, упоминания. В лучшем случае их можно счесть за любительские видеоклипы - тем более, что большинство фрагментов, составляющих часовую "Вакханалию", положены на песни или иного рода готовую музыку. Скажем, есть фрагмент "Улисс" Джойса, экранизация Ивана Кардосо", представляющая собой перелистывание на камеру обрыков страниц Джойса пополам с произвольным воспроизведением разного сорта афоризмов под симфонический саундтрек из Веберна. Или похожая штучка - на сочинения Кейджа. Еще одна - на песню Боба Дилана и с участием Боба Дилана, будто он Иванов друг и добровольно показался в кадре, уж специально или разрешил готовый материал использовать, второй вопрос. Сквозной мотив - вампиры, Дракула, и нарезка из старых фильмов монтируется с ретро-порнушными кадрами, с помехами, цветными пятнами... А еще в одном мини-фильме несколько минут крупным планом демонстрируется бритье пизды и заодно ануса, ну чтоб, значит, два раза не вставать, причем анус то и дело готовится извергнуть... вероятно, какашку (а чего еще ждать оттуда?), но то ли режиссер не ставит перед ним внятной задачи, то ли анус не справляется, потуги бесплодны и даже эти ожидания оказываются обмануты.

Также в "Вакханалии... " (она же "Оргия...") ..."дьявола" находится место фантазиям о совращении школьниц и арабских гаремах - школьниц и наложниц играют, если мне не помстилось, одни и те же либо очень похожие телки более чем зрелого возраста (одной из них, вероятно, принадлежали и недобритые дырки из соответствующей новеллы...), но упрекнуть режиссера в "безнравственности" нет ни повода, не возможности - смонтированная нарезка до того невнятна, а стилизованное либо использованное аутентичное ретро-изображение настолько скверного качества, что о "порнографии" в сколько-нибудь прямом смысле говорить не приходится. Разве только имея в виду, насколько бессовестно самовлюбленный престарелый дуралей пользуется расположением тех, кто, объевшись качественного кинопродукта, тянется к всяческой маргинальщине.

Что лично для меня в этой ситуации всего досаднее и противнее - маргинальщина эта на сто процентов конвенциональна, то есть "панк", "анархист" и "радикал" из Бразилии в своем "авангардном" творчестве нигде не переходит норм, установленных законодательством Российской Федерации (даже с учетом еще не принятых в него поправок). При этом, надо отдать ему должное, он не то что не коммунист, но совсем напротив - приятно слышать, но тоже, должно быть, скорее из панковской вредности, чем по убеждению: говорит, в Бразилии у власти двадцать лет коммунисты у власти и денег ему на фильмы не дают - с одной стороны, правда, это меня заставляет о коммунистах, по меньшей мере бразильских, думать лучше, чем они того наверняка заслуживают, а с другой, кто бы в здравом уме дал денег такому режиссеру на такое кино?!

Новая 20-минутная короткометражка Ивана Кардосо "Глазные капли Кормана свели меня с ума", представленная на последнем Роттердамском фестивале в одном показе с миниатюрой Сергея Соловьева "Ути-ути-ути" (ее в Ханты-Мансийске тоже демонстрировали спец-показом, но он в мое личное расписание никак не вмещался...) представляет собой... практически то же, что и старые, составившие клип-лист "Дьявольской вакханалии": набор помех и абстрактной бессвязной хрени вперемежку с обрывками умеренно-порнографического толка, архивной документалистикой, фрагментами рекламы и музыкального видео. Сквозным, объемлющим нарезку типа "сюжетом" служит... закапывание в глаза играющему самого себя режиссеру пресловутых "капель Кормана" - легендарного Роджера Кормана, чей вклад в культуру (про киноискусство в узком смысле я уже не говорю) напрасно преувеличивают, по моему. Залив глаза, старик Иван видит и показывает всевозможную несуразицу, и надо полагать, радуется, когда находит дурачков (а пуще того зажравшихся эстетов, которые столько хорошего кино уже посмотрели, что подавай им говна), готовых внимать его пурге, радоваться, когда он раздает для фотосессии свои "фирменные" цветные очки, ну а если приехать на все готовое потусить, себя и свое кино "показать" - милое дело, отчего ж нет?!

Кардосо подобно всякому заграничному шарлатану, приезжающему за казенный счет, талдычит о любви к ВРК ("великой русской культуре"), с поправкой на то, что стандартному суповому набору из Чайковского-Достоевского (Депардье, умудрившийся затвердить и с похмелья пару раз выговорить фамилии Маяковского и Булгакова по праву получил гражданство, а заодно недвижимость впридачу) бразильский Иван признается в обожании Малевича, Эйзенштейна и Дзиги Вертова, прибавляя непривычный, почти еретический для авангардиста тезис "Ленин - хороший, но Сталин - плохой", но это для здешних и нынешних стандартов столь оригинально, что Кардосо мог бы рассчитывать на человеческую симпатию, когда б не его "фундаментальные" телеги в духе "делать стоит только то, что доставляет тебе удовольствие!". Оно конечно, только то и стоит делать, а кому выпал шанс реализовать подобную жизненную программу на практике, и подавно возразить нечего, остается лишь завидовать (я, впрочем, сам такой, потому не завидую), но если б еще бразильский киноавангардист Иван Кардосо за историю человечества или хотя бы в обозримом прошлом выдал это первый... Ну хотя бы второй (Кардосо ссылается на своего учителя, известного бразильского художника, чье имя мне ни о чем не говорит...), а не как очередной бессчетный пиздобол бахвалился тем, в чем ему свезло (вот и еще на один фестиваль прокатился - поди плохо!), а другим не очень. "Искусство осталось в двадцатом веке, оно умерло, а я выжил" - веселиться Кардосо, и не мне его разочаровывать, на деле, однако, все ровно напротив: худо-бедно искусство пускай не процветает, но живет, развивается и каждый день что-нибудь новенькое да подбросит; тогда как бодрящийся аксакал бразильского кинотрэша, несмотря на всю его веселость - ходячий мертвец, вернее, не он мертвец (дай бог ему здоровья и долгих лет), а его продукция - за сто лет протухший труп позавчерашних авангардных исканий и находок.

Еще одна колоритная и примечательная деталь: напутствуя собравшихся перед просмотром, бразильский старый "панк" под конец своего вступительного слова в качестве некоего радикально-протестного жеста снял штаны - и под ними... обнаружились другие штаны..: вот, собственно, все, что необходимо и достаточно знать про этого панка, да и про фестивальных "панков" вообще. Пускай режет старое порно и монтирует его с каракулями порченой кинопленки под любую музыку сколько угодно - жалко, что ли, от настоящего искусства (что бы и кто бы под таковым ни понимал) не убудет. Но даже через силу трудно восхищаться никчемным жалким стариком - добро б еще настоящим фриком, а то ведь симулянтом... И между прочим, Дзига Вертов, мыслящий завтрашним, а не прошедшим днем, сейчас наверняка бы телесериалы снимал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments