Чернокожего полицейского следователя-"убойщика" из Филадельфии, навещавшего мать-"южанку", задерживают на полустанке по подозрению в убийстве. Когда выясняется, что Верджел (Сидни Пуатье, воплотивший наиболее знаковые, иконические образы гонимых, но гордых афроамериканцев в подобной расистской классике) и сам коп, местному шерифу Гиллеспи и его подручным ничего не остается, как отпустить черного с миром, разве что плюнуть в спину - но приезжий успевает кой-до-чего дознаться, и вдова погибшего, тоже приезжего бизнесмена, настоятельно требует у мэра, чтоб черный "северянин" участвовал в расследовании смерти ее мужа. Скрепя сердце шериф соглашается, и постепенно проникается к новому коллеге симпатией, но преодолевать "расовые стереотипы" чужаку приходится на каждом шагу, рискуя жизнью.
Я вот не досмотрел недавно (из-за технической поломки в кинотеатре) "Сиротский Бруклин", но уже к середине мне было совершенно точно ясно, что истинные виновники всех бед - белые богачи и подкупленные ими, тоже белые, гетеросексуальные, средних лет и более чем средней упитанности - городские деятели, политики-популисты. А в "Полночной жаре", как ни странно, самый богатый и самый отпетый расист, готовый пристрелить чернокожего следователя за пощечину (причем ответную!) в присутствии шерифа, оказывается тем не менее в убийстве фабриканта невиновным, и вообще криминальная интрига развивается в несколько неожиданном направлении.
То есть, конечно, убийца - белый, и безусловно, расист, и даже не совсем бедный, но все-таки не хлопковый плантатор с неизжитыми замашками рабовладельца, к тому же корыстно заинтересованный в смерти предпринимателя, планировавшего создать фабрику с большим количеством рабочих мест для черных (то есть поднять цену на негритянскую рабсилу), а всего-то похотливый мерзавец, владелец придорожной закусочной, которому понадобилось несколько сотен долларов на аборт забеременевшей шлюшки-подружки (шлюха, разумеется, тоже белая - но подпольный аборт должна делать негритянская "мамми"... но очевидно, не от хорошей жизни, а ввиду многовекового угнетения). Правда, пока черный дознается до истины, его самого несколько раз чуть не грохнут, стараясь пустить следствие по ложному пути (после обвинения непосредственно в адрес Верджела дело шьют бедолаге, подобравшему бумажник убитого с остатками денег, а потом одному из бестолковых полицейских) - но тут уж ничего не поделаешь: расизм.
А вот что интересно: мерзавцы-расисты в форме, арестовывая безвинного черного по подозрению в убийстве, вместо того, чтоб прикарманить имеющиеся при нем денежки, честно сдают все до купюры найденное при обыске имущество в участок как вещдоки; задержанных - даже негров! - не бьют, не пытают, не заставляют дать показания ни на себя, ни на других; и как ни отвратителен вечно жующий и регулярно пьющий от одиночества и неприкаянности шериф Гиллеспи, персонаж Рода Стайгера - а процедуры закона он старается в точности соблюсти, не говоря уже про остатки "человечности" в этом звере с шерифской звездочкой. Несчастные прогрессивные деятели Голливуда, выходит, и раньше понятия не имели (теперь подавно откуда бы...) и им фантазии не хватает вообразить, что такое в действительности "полицейский произвол", "предвзятость следствия", "ксенофобия" - посочувствовать им, что ли, или позавидовать?..