Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Нежная Ирма" реж. Билли Уайлдер, 1963

Сложно зарабатывать на легкую жизнь.

Ширли Маклейн переиграла немыслимое число героинь "легкого поведения", вплоть до мюзикловой версии Кабирии в "Милой Чарити" - даже странно, почему актрису очевидно колоссального диапазона до сильно зрелых лет (только совсем уж к старости ее амплуа несколько расширилось...) режиссеры воспринимали преимущественно как "горячую штучку", видели в ней почти исключительно проститутский, блядский типаж! Впрочем, изначально "нежную" Ирму Ла Дус (то есть в оригинале героиня даже не просто "нежная", а чуть ли не "сладкая", но по-русски это чересчур уж приторно звучало бы) должна была играть Мэрилин Монро - не дожила... Ширли Маклейн тремя годами ранее снималась с тем же Джеком Леммоном в более хрестоматийной "Квартире" того же великого Билли Уайлдера, но там ее героиня все-таки не буквально уличная шлюха, как здесь.

Ирма - потомственная парижская проститутка, и вопреки романтической традиции не стыдится, а гордится своей "профессией", считается среди товарок "передовиком производства" и продолжает славную "трудовую династию", осуждая мать лишь за то, что влюбилась и "бросила работу" - но по крайней мере не вышла замуж за отца Ирмы (вот это как раз героиня одобряет). Постоянная "напарница" Ирмы - миниатюрная собачка Кокетка, давно пристрастившаяся к алкоголю; тогда как спутники-мужчины, проще говоря, сутенеры, постоянно меняются, причем Ирма содержит этих поганых бездельников из собственных доходов, что опять-таки не считает зазорным, наоборот, уверена, что чем больше она дает "своему мужчине", тем сама она респектабельнее, тем выше ее статус среди "коллег".

Шлюшки кучкуются возле отеля "Казанова", обслуживая в том числе и полицию, так что про "облавы" всегда предупреждены заранее, пока не появляется новенький, герой Джека Леммона. Раньше сержант Нестор охранял детскую площадку в Булонском лесу, но откачал утонувшего мальчика и в награду получил "повышение", стал уличным патрульным. В первый же день арестовал почти два десятка женщин за "непристойное поведение", но среди клиентов оказался инспектор полиции и сержанта уволили "из органов" раньше, чем выпустили из участка арестованных девиц. К этому времени между Нестором и Ирмой уже возник взаимный романтический интерес, который далее развивается посредством откровенно водевильного и очень по колориту "французского" сюжета с переодеваниями и неузнаваниями.

Поразительно, как Билли Уайлдеру удается, с одной стороны, эксплуатируя в том числе и трюковые гэги из репертуара комедий немого кино, рассказывать историю, которая и на театральной сцене, а не то что в кино, смотрелась бы чистой условностью, настолько убедительно - разумеется, и заслуга актеров, в первую очередь актрисы, немаленькая! Сутенером-паразитом бывший полицейский становиться не желает, хотя после драки и победы над прежним "покровителем" Ирмы его даже выбрали президентом сутенерской ассоциации; мало того, он ревнует "гражданскую жену" к клиентам и хочет оставаться для нее единственным, что при такой профессии у нее в отсутствии работы у него затруднительно. Тогда с помощью усатого бармена, философа и фантазера, вечно приводящего примеры из своей невероятно богатой биографии (персонаж Лу Джекоби) - который, если верить его словам, и врачом был у Швейцера в Экваториальной Африке, и экономику в Сорбонне преподавал, и последним эвакуировался из Дюнкерка ("но это уже другая история", приговаривает он каждый раз), а "моралиста" Нестора постоянно попрекает мелкобуржуазной узостью мышления - герой перевоплощается в одноглазого лорда-англичанина, под видом клиента играет с ней в карты, отпугивая других, настоящих клиентов. Деньги он берет у бармена в долг, а чтоб не разориться, подрабатывает, пока Ирма отдыхает от своих проститутских трудов, грузчиком и рубщиком мяса на рынке - после чего, естественно, ему, усталому, не до любимой, и та начинает подозревать Нестора в интересе к другим женщинам.

Тут уже Джеку Леммону удается показать свое комическое мастерство с блеском - в карикатурного английского аристократа он перевоплощается до того ярко, что не удивляет, почему бывалая Ирма не узнала в ряженом собственного сожителя. И даже совсем уж фантастическая развязка - Ирма назло Нестору собирается сбежать с лордом в Англию, не догадываясь, что лорд и есть Нестор, а тот инсценирует смерть англичанина в Сене, но его же обвиняют в убийстве несуществующего иностранца и приговаривают к 15 годам принудительных работ! - не выпадает из общего строя картины, так у Билли Уайлдера все органично и так естественны в почти "масочных" амплуа актеры! Ну и голливудский, даром что действие в Париже происходит, хэппи-энд обеспечен: сбежав (с помощью все того же бывалого усатого...) из тюрьмы, герой Леммона воскрешает "лорда" - тот с пафосом выходит на глазах у полиции прямо из вод Сены! - и успевает обвенчаться с Ирмой в последнюю минуту перед тем, как она родит (причем не от Нестора, а от "лорда" - но героя это, ясно, устраивает!). Припоминая, что Ирму мать вне брака родила, остается немного пожалеть, что прерывается славная трудовая династия и фамильное место на панели займет какая-нибудь посторонняя, новенькая, ну не пустовать же ему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments