Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Пинтер для всех" ("Легкая боль" Г.Пинтера) в "Около дома Станиславского", реж. Юрий Погребничко

На другие спектакли по 200 рублей не расходятся билеты, а на этот по 5000 влет - можно было, конечно, позвать Аллу Пугачеву и тогда хоть за 50 000 продавать, но на Цыганова тоже неплохо идут, оттого, видимо, и "для всех". Пинтер в "Около" уже был - но "не для всех", хотя лично мне как раз из всех спектаклей Погребничко именно "Сторож", где режиссер сам играл к тому же, казался не то что лучшим, но и выделяющимся из общего ряда однотипных, неотличимых друг от друга постановок:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/881779.html

Тогда как "Легкая боль" не слишком-то и выделяется... Хотя кусок из "Старшего сына" и песня под электрогитары "По тундре, по железной дороге" все-таки на поклоны вынесены. Однако основное действо на подиуме час с копейками выдержано в формате меланхолично-ироничного полушепота, который так явственно воспринял, но и переработал решительно для своей эстетики Богомолов - с задачами принципиально иными, нежели десятилетия подряд решает (положим что успешно - так все равно надоело...) Погребничко. Да что нам Богомолов - Вырыпаев, отталкиваясь наверняка и от Пинтера в частности, тоже мыслит современно и далеко вперед уходит: как ни оценивай что Богомолова, что Вырыпаева - это театр дня сегодняшнего, а театр Погребничко безнадежно застрял в мире армейских шинелей, ржавого железа и бардовско-дворовых гитарных песенок.

Вырыпаев мне неслучайно вспомнился, а прежде всего "Летние осы..." и "Солнечная линия", потому что фабулой "Легкая боль" перекликается с обеими этими пьесами, а осы так даже прямым текстом в диалогах пинтеровских героев упоминаются. Пожилая супружеская пара (в дуэте с Евгением Цыгановым пока выступает Ольга Бешуля, со временем ее предполагает заменить Юлия Снигирь, и есть вероятность, что присутствие Снигирь превратит спектакль в антрепризную мелодраму, но Бешуля выдерживает свое стандартное амплуа на готовых приемах, мимике, интонациях, и "Легкая боль" остается типичным "погребничко", а новая, на Цыганова пришедшая публика, отмечает про себя: "какая смешная у режиссера фамилия!") наблюдает загадочного старика, торгующего в переулке спичками. Торговля не идет, но и старик не исчезает - страдающей резью в глазах (предыдущая постановка пьесы по соседству с "Около" - в "У Никитских ворот" - шла как раз в варианте перевода "Легкая резь в глазах") герой Цыганова, тоже возрастной предположительно (актер-то меня моложе...), дабы разобраться в происходящем, зовет торговца в дом, обнаруживает, что спички его отсырели, и в процессе малозначительного разговора незаметно (тоже происходит и в "Стороже"... да практически в любой пьесе Пинтера, они столь же однотипны, как постановки Погребничко) происходит подмена и жена видит супруга в приглашенном неведомом торговце, а мужа перестает узнавать.

Помимо двух главных героев и бессловесного "таинственного" третьего (Алексею Сидорову остается лишь изображать "нарисованную", "приклеенную", опять же характерно "окольную" улыбку на лице) на заднем плане мелькает пара монахов в капюшонах (и этот прием для себя тоже усвоил, но радикально переосмыслил Богомолов, в спектаклях которого появляются и исчезают молчаливые, привносящие загадку и разрушающие рациональный строй действия фигуры). Диалоги мужа и жены, равно и "диалог" героя с молчащим торговцем, выстроены и отыграны, что называется, "филигранно": восхищаться или недоумевать, скучать или упиваться - вопрос предпочтений и ожиданий аудитории (которая на этом спектакле разношерстная ввиду "медийности" исполнителя главной роли). Но так или иначе вынести из увиденного нечто пусть не осмысленное, так хотя бы свежее - по-моему невозможно. Все та же приятно щекочущая интеллигентский нерв "легкая боль" от "невыносимости бытия", все та же меланхоличная усмешка, все то же ощущение присутствия "иррационального" в повседневности (на деле банальное, но под видом откровения отдающее "гностическим", сектантским вероучением). Ну и сомнительной новизны Евгений Цыганов, с наморщенным лбом выдающий весь скопленный за годы в "Мастерской Фоменко" и доселе нерастраченный "сурьез" на контрасте с искусственными ухмылочками актеров "Около". Отсыревшие спички.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments