Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сммщик. Мифы Атлантиды и Гипербореи" в "Пространстве 8/3", реж. Донатас Грудович

Впервые услышал об авторском проекте Донатаса Грудовича в его присутствии от Камы Гинкаса, который с Донатасом общался на одном "золотомасочном" спектакле перед началом и очень настоятельно, Донатаса смущая, за будущую премьеру ратовал - потом Каму Мироновича отвлек Бартошевич, но все это было довольно давно и я о том почти забыл, может нынешний спектакль вообще уже другое что-то, новое, так или иначе впервые, проездом из Фрайбурга в Ростов-на-Дону, "Сммщика" показали в Москве, дабы запечатлеть на видео и потом смонтировать фильм (до собственного актерского выхода к финалу сам Донатас бегает с камерой как оператор).

Как актер в проектах театра Док, "Практики", театра им. Йозефа Бойса и других подобных институций, а также независимого кино, в какой-то период Грудович был постоянно на виду, даже стал своего рода "лицом поколения", но давно я о нем ничего не слыхал. А в качестве режиссера и автора он проявил себя на моей памяти однажды - зато незабываемо, хотя прошло с тех пор одиннадцать (больше!) лет: полагаю, что как раз им самим поставленная и осуществленная при участии актера Егора Атаманцева (тоже потерялся куда-то...) читка в рамках "Любимовки" - еще в подвале старого Дока на Трехпрудном - пьесы "Придурок на заднем плане" поспособствовала ужесточению регламента и ограничению хронометража будущих показов, коль скоро даже ветераны движения и виднейшие деятели новой драматургии пережили ее с трудом, а понимая на ходу, что собравшийся народ, желающий к тому же покурить выпить в туалет, вот-вот примется колотиться в припадках, пьесе же не видно конца (да и начала-то видно не было, если честно...), Донатас, следует отдать ему должное, отпустил ремарку, которую я последующие годы цитирую, непременно со ссылкой на источник, по всяким случаем: "Ладно, еще пятнадцать минут - и пойдете!":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1215245.html

И вот теперь в анонса "Сммщика" его аттестуют ни много ни мало "маэстро сентиментального брутализма" - не знаю, что такое, но предпочел бы брутальный сентиментализм... Аннотация к спектаклю звучит не менее увлекательно: "Спектакль-раскопки, спектакль-вечеринка основан на запрещённой в России книге "Сммщик. Мифы Атлантиды и Гипербореи"... - не уточняется, правда, кто, когда и почему запретил эту книгу, кто о ней хотя бы слышал, кто, наконец, ее автор? Ничего не остается как заранее предположить, что и книга, и все остальное - фикция. Но спектакль все же - реальность, хотя и жестокая.

Народ в относительно новое - на задворках "Гоголь-центра" - арт-пространство подтягивался ни шатко ни валко, но все же собрался, а начало показа все откладывалось. Сперва "привилегированных" гостей одной из компаний мобильной связи (не "билайна") угощали шампанским, делая им отметки на браслетах - потом, когда нетерпеливые привилегированные стали, не дождавшись зрелища, отползать, наливали уже всем подряд без разбора (правда, от компании, обдиравшей своих клиентов десятилетиями, а не только последние два-три года, как "билайн", шампанское могли бы давать и поприличнее...). Так что до приглашения в зал дожили самые стойкие.

Уж не знаю, что там за книга запрещенная, но самодеятельная пьеса, представленная на сцене, хоть и корявая, мало-мальски въехать в сюжет позволяет, благо он совсем нехитрый и к тому же четко прописан опять-таки в аннотации: "Сммщик Кеша, выдавая себя за девушку в соцсетях, обманывает людей и зарабатывает на этом. Но вскоре сам оказывается обманутым, попадая в настоящую «теорию заговора». В Ростове-на-Дону найдены странные артефакты на которых изображены гаджеты древних людей. Кеша начинает уходить от погони. Его преследуют все, начиная от ФСБ и заканчивая шансонье Филиппом Колбасовым, который влюбился в fake-аккаунт Сммщика Кеши".

Другое дело, что сюжет - лишь формальная "рамка" для той самой "теории заговора", на деле представляющей из себя сатирический памфлет в духе Пелевина, где археология и мифология древности служит объяснительной моделью актуальным социально-политическим реалиям, насмешки над пропагандистскими клише посредством ментовского пиздежа про "гипербореев" и т.п. - но, к сожалению, даже не пелевинского, не сорокинского, а какого-то, с персонажами типа "гопника-шамана" и сентенциями в духе "нефть - это кровь динозавров, текущая в жилах наших автомобилей", откровенно любительского пошиба, навязчивый, занудный и абсолютно вторичный, сугубо эпигонский. Исполнение подстать - тоже самодеятельное, хотя в роли Филиппа Колбасова на несколько минут в финале появляется сам режиссер, он же, насколько я понимаю, и драматург, Донатас Грудович, наряженный в опереточный костюм с эполетами.

С учетом полуторачасовой задержки я, предполагая, что вынужден буду сбежать до окончания мероприятия, уселся максимально близко к выходу, за что и претерпел - уходившие ранее меня и по соображениям, видимо, более приземленного порядка, нарушили баланс пространства и на меня упала часть декорации, а когда я по окончании действа попробовал через нее (это была отломанная дверь автомобиля, похоже что настоящая, не бутафорская) перепрыгнуть, то потянул руку, до сих пор болит.

Впрочем, как недавно по совершенно иному случаю заметила Ксения Ларина, это моя роковая жертва на алтарь современного искусства... - там было продолжение "а оно оказалось сволочью, сожрало меня и не подавилось", но я этого за себя не скажу, я и "Сммщика" досмотрел, и на концерт венского оркестра в "Зарядье" успел прибежать, и рука авось поболит да пройдет, а все же опыт, и пространство для меня впервые открылось, я о нем много слышал еще на этапе проектирования, строительства, и вот довелось побывать. Желательно бы все-таки, конечно, поводов к тому достойнее, ну и чтоб не мурыжили полуторачасовыми задержками, и чтоб ничего на тебя не падало - однако искусство штука непредсказуемая, заранее не угадаешь, требует жертв.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments