https://users.livejournal.com/-arlekin-/4053883.html
С "Записками Черномора" все куда проще, начиная с материала, заканчивая форматом. "Руслана и Людмилу" Пушкина разыгрывает Сергей Мелконян - как моноспектакль, хотя фактически на сцене временами оказывается целая толпа, преимущественно детская, но не только. Исходный персонаж Мелконяна, выступающий в инсценировке за рассказчика - тот самый Черномор: не дядька при богатырях, а бородатый злой карлик - умудрившийся схоронить остальных героев поэмы и на старости сызнова проживающий минувшие дни, но постепенно актер перевоплощается, меняет амплуа и имиджи при помощи нехитрой, рукотворной (с черноморским "Грифоном" по размаху технологическому не сравнить... - и не надо!) атрибутики, легких ширм, анимации.
К моему удивлению аудитория с редкостным энтузиазмом включается в игру, примеряет на себя характеры пушкинских персонажей, их поступки, ну и театральные костюмчики тоже, и бутафорские доспехи, и проч.: Руслан и остальные "рекрутируются" из зала прямо по ходу представления. Не отстают, что еще поразительнее, взрослые - из зала вызывают Людмилу, каковой на спектакле, где довелось присутствовать мне, оказалась жена композитора Александра Бакши, и кастинг прошла, надо признать, с блеском! А уж эксцентрика, присущая Сергею Мелконяну, в "Записках Черномора" находит лучшее применение - и танцы, какие можно наблюдать здесь, дадут фору отчаянной пляске Хариты Игнатьевны под "I will survive" из крымовской "БеЗприданницы".
Поскольку злобный уродец не может не подпортить людям праздник, что "Записки Черномора" наглядно доказывают, замечу для себя: драматургической стройности инсценировке не хватает - понятно, что спектакль рассчитан на детей и для такового без того весьма продолжителен (около полутора часов), но когда неизвестно откуда появляется в итоге Финн - меня коробит. Вся линия Финна и Наины, эпизод встречи с Русланом - купированы, а в развязке без него не обойтись, и он тут как тут, а кто такой, с чего вдруг он берется помогать?... Тем более обидно, что, например, в незабвенном оперном спектакле Дмитрия Чернякова именно линия Финна и Наины становилась основной, служила своего рода психоаналитической "рамкой" внутреннему "сказочному" сюжету (кстати, Черномор как самостоятельное действующее - "физическое" - лицо там вовсе отсутствовал! и появлялся только в сцене костюмированной свадьбы Руслана и Людмилы как... ряженый ребенок):
https://users.livejournal.com/-arlekin-/2132880.html
Масса простых, но броских, запоминающихся находок, разрушающих барьеры между площадкой и публикой, порой имеют малоприятные побочные эффекты: карликова борода тянется бахромой над головами до последнего ряда, потом долго "собирается" обратно, а повскакавших со стульев детей невозможно утихомирить и усадить обратно. Ну и заключительный монолог под "Stabat Mater" мне показался стилистически не вписывающемся в общий интерактивно-инфантильно-игровой контекст постановки - понимаю желание переключить регистр под конец действия, выйти из чистой забавы в некую иную тональность, но его реализация, по-моему, нелогична и неубедительна. Однако с учетом того, чего я мог ожидать от спектакля, где дети не только в зале, но и на сцене бесятся - напуганный опять же, его создателями заранее - с изумлением поймал себя на мысли, что при иных обстоятельствах, будь я помоложе, поздоровее (подобрее...), не отказался бы от возможности прокатиться в бутафорских "доспехах" на "боевом" надувном коне-мячике, предоставленной некоторым, самым активным, зрителям "Записок..." - похоже, это правда очень весело.

