Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Косой дождь", хор. Гильерме Ботело

Допустим, не "танцевальный спектакль", а все-таки "пластический перформанс", но концептуально придуманный на уровне шедевров, к примеру, Димитриса Папаиоанну, хотя, стоит признать, хореографически несколько вторичный (только по отношению не к Кеерсмакер, упоминаемой в аннотации, но скорее тогда уж к МакГрегору, а через него и к Форсайту...), так или иначе "Косой дождь" производит сильнейшее впечатление, за себя могу сказать, близкое к потрясению, восторгу, эйфории. В первую очередь, конечно, за счет зримо и почти физически ощутимо реконструированного ритма движения истории, как индивидуальной, субъективной, так и общечеловеческой. Набор движений танцовщиков-перформеров между тем весьма ограничен: из кулисы в кулису они переползают на четвереньках, либо перекатываются с переворотами, к середине спектакля переходят на "прямохождение", чтобы затем снова свернуться и пригнуться. Моменты, когда в едином на всех потоке один или двое замирают, когда мерное движение артистов из кулисы в кулису под нарочито угнетающе-однообразный электронный саундтрек замедляется или ускоряется, ненадолго разрушают инерцию, которая, однако, снова и снова возвращается; попытки "остановиться", "оглянуться", не говоря уже о том, чтоб друг друга разглядеть, друг за друга зацепиться - безнадежны и в общем движении растворяются. Воспроизводящиеся снова и снова движения, конфигурации, повторы поз, фигур, последовательностей, по-моему, все-таки не делают зрелище "медитативным" в том смысле, что не расслабляют, но наоборот, заставляют концентрировать внимание на скупых деталях, симметрию и синхронию разрушающих.

И что еще заставило меня напрячься (а вовсе не расслабиться) - это внутренние пружины тревоги, ощущения беспокойства, опасности, чуть ли не преследования, которые заставляют лишенных индивидуализации персонажей, этих песчинок временнОго потока, снова и снова крутиться, подскакивать, бежать, торопиться - не куда-то, но откуда-то, отчего-то... как если бы их гнали, а они убегали. При этом кода спектакля, финальная череда эпизодов, изумляет простотой и красотой "технического" решения: исполнители, продолжая бег из кулисы в кулису, теперь протягивают каждый раз нить за нитью, создавая проницаемую, но со всяком следующей пробежкой все менее прозрачную ленту, сетку, "ширму" - словно паутину ткут (правда, коль скоро это паутина времени, то и состоит она из параллельных, не пересекающихся, тем более не завязывающихся узлом нитей...), и в ее полупрозрачных лабиринтах снова появляются уже обнаженные, сначала один, двое, а затем все - даже если про такой ход знать заранее (а я попал на второй из московских показов, земля слухами полнилась), все равно он удивляет неожиданностью, при том что, казалось бы - а что такого?... А то такого, что без одежды (она с самого начала на артистах простенькая - не балетные костюмы, а как если б парни и девушки с улицы на сцену зашли...) исполнители не просто уже вписываются в заданный ритм течения времени, а сами его своими телами наглядно формируют
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments