Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Рахманинов, Глазунов, Шостакович: РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев, сол. Люка Дебарг

В чеховской "Чайке" доктор Дорн говорит, что следуя за уличной толпой Генуи "начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа"; а я, сидя на репетиции РНО, поверил наконец благодаря Плетневу, что "Симфонические танцы" Рахманинова - действительно трагическое сочинение. Хотя МВ по обыкновению "не нагнетает", но вступление получается у него неожиданно (не для Рахманинова, там-то как раз все предсказуемо - а для Плетнева) мощным, кода же просто инфернальной выходит. Но еще больше поразили меня средние разделы крайних частей - освобожденные от рахманиновской приторной сентиментальности, да и вообще от проявления открытых эмоций, почти "безвоздушные". Вальсовая же средняя часть снова заставила вспомнить, как и на "Пляске смерти" Сен-Санса, 3-ю часть Первой симфонии Малера:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4080930.html

Вообще может быть все это случайные совпадения - но открывался нынешний Большой фестиваль РНО "Пляской смерти", завершался "Симфоническими танцами", смысловым ядром программы - опять-таки случайно или же концептуально, неважно - оказалась Одиннадцатая симфония Шостаковича с ее темой "мы же жертвою пали в борьбе роковой" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4088288.html

- ну и "Пер Гюнт" Грига вписывается в этот "сюжет" органично. Кроме того, в концерт закрытия фестиваля вклинилась глазуновская "Шопениана" - МВ, известно, к творчеству Глазунова неравнодушен и на протяжении нескольких лет исполнил с РНО чуть ли не все его симфонии (неочевидных, на мой взгляд, достоинств... - другое дело, что Плетнев их делает интересными за счет собственного отношения к материалу), но что касается "Шопенианы" конкретно, то она, во-первых, ассоциируется с балетом Михаила Фокина, а во-вторых, вслед за полонезом следует вальс, тот самый, до-диез минор, который в оригинальном варианте Шопена играл Плетнев на бис в сольных концертах, и мне показалось (я даже попробовал описать...), что как ни в какой другой вещи в этом вальсе, как в капле воды, отразился целиком плетневский мир, все его представления о месте человека во Вселенной:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3903554.html

Тем интереснее оказалось услышать, как тот же взгляд воплощается Плетневым-дирижером в оркестровке Глазунова! Ну а чтобы, видимо, не прощаться с ощущением "танцев на костях", напоследок взбодрились Первым фортепианным концертом Шостаковича. Хотя солирующий Люка Дебарг для раннего, веселого Шостаковича - в чем-то парадоксальный выбор, ну и насколько самому Плетневу близок поздний Шостакович-симфонист, настолько, казалось бы, далек МВ от таперского энтузиазма молодого Шостаковича, и в тандеме с Дебаргом их исполнение обещало что-то необычайное.

Фактически же получился Концерт для трубы и солирующего фортепиано - осторожность Дебарга даже в самых энергичных эпизодах первой части и финала отдавала неуверенностью, так что роль главного лирического героя-"глашатая" труба в лице концертмейстера группы медных РНО (имеющего и дирижерский, интерпретаторский опыт) Владислава Лаврика "взяла" на себя - воспитали героя в своем коллективе! При этом в средних частях фортепианные соло Дебарга вышли на свой лад любопытными, в характерной для него, фирменной "импрессионистской" манере; оркестр же во 2-й (где есть, кстати, вальсовые фрагменты) и 3-й частях приближался по звучанию к позднейшим симфониям композитора с узнаваемыми и неповторимыми плетневскими интонациями.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments