Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Новый русский квартет" в МЗК: Шуберт, Райх

Концерты-блокбастеры с участием мировых знаменитостей прочно оттянуло на себя "Зарядье", но по выбору камерных программ, как и раньше, консерватория первенства не уступает: три зала только в основном здании (помимо большого) плюс множество "внешних" площадок, и везде интересные программы, необязательно громкие имена исполнителей (хотя бывают те еще звезды!), зато качество гарантировано. Афишу камерных залов консерватории смотришь - глаза разбегаются, а ходить-то некогда... Но для этого концерта все-таки сделал исключение, даже выкроил вечер: в первую очередь очень хотелось снова услышать альтиста Михаила Рудого, о котором я узнал прошлой зимой благодаря фестивалю "Возвращение", ну и репертуар тоже привлек. А "Новый русский квартет" как коллектив - Юлия Игонина и Елена Харитонова (скрипки), упомянутый Михаил Рудой (альт) и Алексей Стеблев (соответственно, виолончель) - стал, в общем, открытием для меня.

Первое отделение - 15-й струнный квартет Шуберта в превосходном исполнении, вторая часть просто на уровне откровения. Именно тот подход, который я больше всего ценю: играют с пониманием стиля автора и эпохи - но и с ощущением сегодняшнего дня, ритма нашего, "нового" времени (уж насколько квартет "русский" - судить не берусь, но неслучайно же "новый"!). Вот и Шуберт - совсем не благостный, наоборот, нервный, драматичный, вместе с тем парадоксально легкий, и как отметил мой удивительный знакомый, феномен которого я зафиксировал год назад в связи с "Другим пространством" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3918873.html

- первое отделение пролетело незаметно, три четверти часа по ощущениям уложились минут в двадцать (а уж сколько у него воображаемых событий и картин уложилось в музыку квартета - не то что я, сам Шуберт подивился бы... и восхитился, пожалуй!). Второе, "Разные поезда" Стива Райха, он воспринял противоположным образом - а я-то, помимо персоны альтиста, был изначально привлечен как раз именем Райха (против Шуберта, хотя, ничего не имею...), и более того, конкретным названием опуса, мне ранее известного.

При том что я нигде почти не бываю, несколько лет назад в художественном музее Бильбао (не путать с Гугенхаймом) попал на видеоинсталляцию некой безвестной, но носящей громкую фамилию дамы Беатриз Караваджо (2016), сопровождаемую фонограммой "Разных поездов", а вернее, Райхом вдохновленную. Музыка звучала в записи "Кронос-квартета", о чем я недавно вспоминал в связи с их выступлением (опять же в "Зарядье", а где еще...), и обычно на видео-арт в музеях времени не хватает, он требует внимания, усидчивости, неторопливости - это все не про меня; однако тогда или время у меня в запасе оставалось, или, наоборот, не оставалось сил, но я присел, задержался в зале "Разных поездов" и, отмечая про себя иллюстративность, а хуже того, спекулятивность выборки хроникально-документального киноматериала, просто от начала до конца, а с повтором их прослушал-просмотрел:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3652086.html

Сейчас на концерте "Нового русского квартета" музыканты тоже сочли нужным ввести публику в курс дела (при том что любой из собравшихся, по-моему, сам мог что-нибудь о Райхе задвинуть - случайных людей не было, и ситуацию, когда за два отделения концерта не раздается ни одного телефонного звонка, никто не разговаривает и даже не кашляет иначе нежели в перерывах между частями, но уж чтоб в то же время хлопать, так боже упаси - требует особого упоминания и подробного описания), распечатали и раздали информацию об истории создания опуса, предпослали краткую "программу" предстоящему исполнению. На самом деле, мне кажется, музыка "Разных поездов" говорит сама за себя. Сравнительно недавно на концерте Романа Минца и его товарищей в ГМИИ с репертуаром из британских композиторов 20го века под общей шапкой "Brave new world" довелось услышать раннюю, условно-"халтурную" (не в смысле качества, а по предыстории возникновения) вещицу Бриттена на текст Одена "Ночная почта" (написанной, кстати, под киноролик - а на Райха, наоборот, снимали видео) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4008919.html

- рекламирующую королевскую почтовую службу и созданную по ее заказу, там тоже ритмической основой сочинения послужил, среди прочего (и прежде всего) стук колес поезда, развозящего, предполагалось, послания, связующего места и людей; но настроением опус молодого Бриттена преисполнен радостного, пафос его духоподъемный, "веселится и ликует весь народ, и быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле, ну да ведь и оптимизм довоенный (1936); в противоположность тому у Райха полвека спустя (1988) - "и суровую песню разлуки паровозные пели гудки".

Минималистские модули не столько эксплуатируют, сколько постоянно сбивают инерцию ритма, пути (железнодорожные и человеческие) скрещиваются чуть ли не перпендикулярно, направления пересекаются, поезда ну если не сталкиваются, тормозят, разгоняются снова, сообразно авторской "программе", включающей в себя личные детские воспоминания композитора о периоде развода родителей и собранные им спустя десятилетия свидетельства о том, какие - и куда - ходили поезда в те же годы, с 1939 до 1943, в Европе, пока маленький Стивен путешествовал в сопровождении гувернантки от отца к матери и обратно между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком... В сочинении для струнного квартета и пленки (сейчас это уже, понятно, цифровая запись, а не магнитофонная) фонограмма с сэмплами голосов реальных людей играет особую роль, но мне может быть показалось, а инструменты музыкантов квартета "говорили" не менее членораздельно и, пожалуй, более содержательно, чем использованные в качестве своего рода "попевочных" мотивов обрывки разговоров композитора с бывшим проводником пульмановского вагона или уцелевших жертв Холокоста.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments