Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Сергей Полтавский и Павел Домбровский в КЗФ: Шуман, Вайнберг, Гагнидзе, Саариахо (запись трансляции)

Чем удобна запись - мало того, что никуда не надо идти, так еще и можно прокрутить бессмысленную пафосную болтовню, чтоб, сэкономив время, сосредоточиться на музыке. Хотя в данном случае меня привлекала не столько программа, сколько один из исполнителей - альтист Сергей Полтавский, главный герой концерта; я днями ранее и в оранжерею Аптекарского огорода, где Полтавский с Дубовым играли альтовую сонату Шостаковича, ходил преимущественно на него -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4085334.html

- и эту трансляцию тоже ради Полтавского включил, да и в зал пришел бы, когда б не перспектива в комплекте с музыкой никчемный словесный понос ведущего терпеть. А так, пролистывая на перемотке "конферанс", прекрасно все услышал, хотя не все воспринял с одинаковым энтузиазмом.

Обрамлялся вечер Шуманом, а почему-то (сам даже удивляюсь, вообще романтики мне по духу не очень близки...) именно Шуман последние пару лет занимает большое место в моей жизни и, наряду с Шнитке, я его музыку слушаю чаще других композиторов. Но все-таки произведения для альта - сравнительная редкость, так что "Сказочные картины" в начале, а в конце Adagio и Allegro, великолепно исполненные дуэтом Полтавский-Домбровский, и "сделали", по большому счету программу. Не Вайнберг же - хотя Полтавский старательно освоил две части его сонаты для альта соло, но только лишний раз укрепил меня в убеждении, что сегодня Вайнберга достают из закромов в основном потому, что под его имя удобно получать финансирование на проекты разной степени сомнительности.

Дальше больше - из зала вытащили живого автора. Может и стыдно признаваться в таком, но я даже имени Мераба Гагнидзе, не то что его сочинений, отродясь не слыхал. Что, допустим, свидетельствует лишь исключительно о моем собственном невежестве, а также лени, и желая восполнить пробел, я, для начала, раз такой конфуз выходит, пробил Гагнидзе по Кинопоиску, рассудив, что композитор его поколения (75 лет стукнуло аксакалу), рожденный в СССР и сочинявший, как следует из контекста, музыку не вполне по советским эстетическим стандартам конвенциональную, непременно должен был проявить себя на поприще создания саундтреков. С изумлением обнаружил в фильмографии Мераба Гагнидзе лишь три картины, причем в одной из них, документальной, музыка звучит постольку, поскольку Гагнидзе в ней снимался как персонаж (даже не как актер!), а обе оставшиеся датируются одним, 1990-м годом, причем одна из них называется "Фуфло", я ее не видел, может быть очень хорошая, но ее название пришлось кстати.

Сочинение Гагнидзе с пафосным и, как водится, латинским названием Genesis № 2 для альта и фортепиано (а всего таких генезисов, разносоставных, оказывается, три! это помимо бессчетных опер, симфоний и прочих сто лет никому не нужных опусов семидесятипятилетнего композитора) - обычная атональная, по моде европейских 1950-60-х, а написанная, кажется, уже в 21-м веке фитюлька, при том достаточно пространная, исполнителями поданная в формате нехитрого, но "перформанса", с использованием затемнения, под конец альтист на соло поворачивается лицом к стене, к залу спиной - что несколько оживляет мероприятие, но разнообразия собственно в произведение не привносит.

Зато после Гагнидзе даже не очень мной любимый Бриттен пошел на ура - тоже довольно развернутое сочинение позднего периода творчества "Lachrymae (размышления на тему песни Джона Доуленда)" для альта и фортепиано, но из коротких контрастных эпизодов, с гармоничным, "песенным" финалом... по мне все это второй сорт, но и за счет исполнения, и в контексте программы - очень выигрышно получилось. Другое дело Секвенция № 6 для альта соло Лучано Берио - экспрессивные альтовые трели, лаконичная, и вроде как по построению рациональная, но вместе с тем эмоционально насыщенная вещичка - вот тоже преимущество записи: отлистал назад и переслушал дважды!

Про Кайя Саариахо я, в отличие от Мераба Гагнидзе, краем уха что-то слыхал, но с творчеством соприкоснулся, кажется, впервые - может, сочинение Vent Nocturne для альта и электроники не очень для нее характерное, но судя по всему, пошловатые метафорические "программные" заголовки (в данном случае он еще и дал общее название вечеру "Ночной ветер") претворяются автором в популистские (типа "современная музыка для тех, кто не любит современную музыку") и на мой вкус занудливые сочетания живого звука с электронным, в которых последний определяет все, а собственно инструмент, в данном случае альт, у него на "бэках", ну по крайней мере в записи это слышалось так, может на самом деле иначе (на следующий день в МЗК слушал "Другие поезда" Райха для квартета и пленки, где пленку заменяла электроника - совершенно иные ощущения от наложения "живого" на "неживое"!). В любом случае первое знакомство с Саариахо состоялось, а завершался вечер Шуманом, и общее впечатление определял он.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments