Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ужин" реж. Орен Муверман, 2017

Когда фильм шел в прокате, я решил по аннотации, что это какая-то очередная левацко-еврейская чушь, и не то чтоб сильно ошибся - идейная "начинка" в "Ужине" действительно мне и при телепросмотре поперек горла встала, но картина все-таки и сделана интересно, прежде всего эстетически, да и по содержанию неоднозначна. До сих пор режиссерский дебют Мувермана, отважно изобличающий прогнившую изнанку Пентагона и и в целом порочную сущность агрессивной военной политики американского империализма "Посланник" (в сугубо голливудском стилевом формате, разумеется) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1705221.html

- до сих пор оставался самой яркой его в этом качестве работой, пока спустя восемь лет он случайно не снял "Ужин": режиссером проекта должна была выступить Кейт Бланшетт, а Орен Муверман остаться лишь сценаристом, причем двойного римейка (литературный первоисточник, относительно свежий, ранее был аж дважды экранизирован!). "Ужин" много выигрывает и визуально (оператор, монтаж), и за счет актерских работ (исполнители, даже Ричард Гир, не зациклены здесь на собственной звездности и стараются уйти от прежних штампов). Тогда как завязка сюжета не обещает многого: две супружеские пары - братья Стэн и Пол с женами - должны встретиться в дорогущем пафосном ресторане за ужином, на который всех пригласил Стэн (Ричард Гир), старший из братьев, в американской версии - конгрессмен и кандидат в губернаторы штата с хорошими перспективами избрания; а младший, Пол (Стив Куган), бывший преподаватель, идти не хочет, на брата всю жизнь обижен, и в семье у него нелады. Герои между тем уже очень взрослые дяди и тети, у Пола с Клэр (Лора Линни) есть любимый, единственный сын-подросток Майкл, у Стэна молодая жена Кейт (Ребекка Холл), но от предыдущего брака с Барбарой (куда делась героиня Хлое Севиньи, мелькающая в обильных флэшбеках, я не понял, то ли ушла от мужа, то ли что...) растет сын Рик, ровесник кузена Майкла, а к нему впридачу усыновленный негритенок Бо.

Нехитрый прием - структурировать основное действие в соответствии с меню, от аперитива к десерту. Чопорный и вместе с тем какой-то "домашний", "уютный" официант Дилан - хамивший весь вечер Пол на прощание полезет к нему обниматься! - долго, помпезно объявляет вычурные названия - целые описания! - изысканных до отвращения и тошноты блюд; примечательно, что Кейт от последнего десерта наотрез отказывается (Пол его подъедает) - кого угодно затошнило бы от столь изысканных, гурманских "яств", кроме либерального интеллигента! А вся фишка в том - через флэшбеки раскрывается прошлое героев и их подноготная - что Пол слишком был всегда озабочен судьбами мира; пока Стэн делал карьеру, Пол думал, учил других, проповедовал всякую типичную для интеллигента (необязательно русского, хотя у русских интеллигентов это доходит до края патологии) ересь вплоть до того, что обрушивался на историю Америки с пацифистских позиций настолько последовательно, что даже Гражданская война его не устраивала (мол, что Вьетнам, что Геттисберг - все ему плохо; а плантаторы, вероятно, должны были отпустить черных рабов на свободу по доброте душевной и выдать из доходов от имений подъемные каждому дяде Тому на приобретение хижины).

В результате, правда, со временем близкие поняли, что у Пола - наследственное психическое расстройство, такова же была и мать его. А таблетки он пить перестал. И тут общесемейный кризис - накануне принятия разработанного Стэном закона о поправках в правила медстрахования (едва ли не самая болезненная тема внутренней политики США - не в последнюю очередь на ней погорел Обама), касающегося уравнивания психических заболеваний с физическими травмами, в интернете появляется видео, где сыновья Пола и Стэна поджигают залегшую на ночлег бомжиху. После ожогов третьей степени бомжиха скончалась, полиция доехала на место с опозданием и парней не вычислили бы - но видео в компьютере Рика нашел... чернокожий приемыш Бо, который, понятно, и в сожжении не участвовал, покинул брата и кузена раньше. Теперь Бо, которого Рик с Майклом считали слюнтяем, со своей стороны полагает, что кузены должны ответить за свое преступление.

Ну очевидно, что главный моральный авторитет в этой конструкции - приемный негритенок (в этом режиссер "Посланника" верен однажды избранному направлению), он и сам чистенький весь, незапятнанный преступлением, и белых братьев выведет на чистую воду. Поначалу его сочли шантажистом - но нет, Бо денег не хочет, Бо хочет правды и справедливости! С такими поворотами в современном американском кино остается лишь смириться, как с наличием добрых батюшек в русскоязычных военно-православных танковых драмах. Что гораздо интереснее и неожиданнее - мысли негритенка Бо разделяет не интеллектуал-левак Пол, но буржуй и карьерист Стэн. Кто бы мог подумать, когда Стэн и Пол дискутировали на обще- исторические и политические темы, прогуливаясь по мемориальным полям главной битвы Гражданской войны, что принципиальность проявит успешный политик, конгрессмен и кандидат в губернаторы, а не ебанутый препод-неудачник?

Тем не менее Стэн при моральной поддержке своей верной помощницы (стоит ли уточнять, что чернокожей?!..) готов собрать в Вашингтоне пресс-конференцию, сдать публике, прессе и суду родного сына вместе с племянником, после чего сняться с выборов! В ужасе от этой затеи жена Стэна, а подавно жена Пола, у Клэр, в отличие от Кейт, сын родной и единственный, и того она едва не потеряла, а другого не будет! Но Стэн - тертый калач, мудрый и опытный политик не только в общественной, но и в семейной жизни: оплатив дорогостоящий ужин, он попутно позволяет Кейт выторговать три дня прежде, чем выступить с заявлением о детях. Совсем иное дело - прекраснодушный пацифист Пол, который, давно не употребляя предписанные докторами снадобья, и окончательно слетел с катушек, решил взять процесс под свой контроль, приперся к Стэну в дом, нашел негритенка Бо и занес над его головой камень.

Разумеется, что и требовалось доказать - на практическое действие болтуну-"интеллектуалу" не хватило ни духу, ни умений, ни даже времени: пока он, что вообще "интеллектуалом" свойственно, думал, размозжить ли негритенку голову или не стоит, подоспела родня. Тем не менее при всей невнятности персонажа, каким он сыгран Стивом Куганом, это и для актера одна из интереснейших в его неровной карьере ролей, и в фильме наиболее любопытная, противоречивая фигура, а вовсе не Стэн, несмотря на то, что циничный делец вдруг оборачивается плаксивым-моралистом чистоплюем, не в пример профессору-демагогу.

Что еще характерно - все моральные, а заодно юридические и политические дилеммы целиком занимают взрослых, в то время как непосредственные "злодеи", спалившие бомжиху парни, особо содеянным не терзаются, по крайней мере Майкла (Рик присутствует в фильме лишь флэшбеками) заботит, что приемный негритенок Бо собирается их "сдать", и страшат последствия, ожидающие его лично, а вовсе не печалит судьба сгоревшей бродяжки. И откровенно говоря, именно это внушает надежду, что здравый смысл за интеллектуальной демагогией, политическим расчетом и ложно понятыми нормами морали еще не окончательно похоронен хотя бы в человеческих головах, если уж не в социально-политической и судебной практике.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments