Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

я только папочку люблю: "Турандот" К.Гоцци, театр "Мастерская", СПб, реж. Галина Бызгу

АНЕКДОТ В ТЕМУ
- Все-таки у меня есть чувство юмора!
- Ты же анекдоты из газеты читаешь?
- Но я же смеюсь!


Точно знаю по собственному зрительскому опыту, что "Турандот" и вообще сказки-"фьябы" Карло Гоцци совершенно необязательно сводить к беспримесной веселухе с припевками и подтанцовками, к эстрадно-музыкальному, то есть (хорошо еще когда молодежному!..) шоу, к театральному капустнику - на памяти у всех, кому повезло, "Турандот" Богомолова, совершенно иного плана, жанра и масштаба сочинение, тем не менее следующее фабуле первоисточника (хотя и "приращенной" парадоксально сюжетом "Идиота" Достоевского):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1839405.html

С другой стороны, свежий пример хохмачества на материале Гоцци, но все-таки тонкого, умелого, на свой лад изящного, пускай и сугубо формалистского (задним числом понимаешь, что сквозь отвязный фарс там пробивается и лирический контрапункт через линию главной героини, обладающей собственным, не скрытым маской, подлинно человеческим лицом) - "Зобеида" Олега Долина в РАМТе:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4081252.html

Ну а вообще Михаила Ульянова с Юриям Яковлевым и других легендарных вахтанговцев, запечатленных плохого качества черно-белой давнишней телеверсией, до сих пор никто не перехохмил, не "переобаял", да и вряд ли удастся. Правда, в отличие от московской "Зобеиды" питерская "Турандот" не совсем бессмысленная, в ней почти сразу заявлено и более-менее последовательно проводится через четырехчасовое (!!!) мероприятие конфликт Мэ и Жо: хору полуголых разномастных "прынцев" - ночная мечта старых ебанаток-климактеричек - противопоставляется хор проститутского вида, в кожаных платьицах "прынцесс" с песенкой про "я только папочку люблю". Песен и плясок дальше будет полно, а ничего содержательнее режиссер уже до финала не предложит.

Ну и с придумками для "масок" дель арте фантазию перенапрягать не пришлось: Тарталья в клоунской жилетке и при "бабочке, Панталоне с накладным животом под рубашкой, самоуверенный расфуфыренный, но неудачливый ловелас Труффальдино, и впридачу к классической четверке - пятый в квартете, "темнокожий" улично-придворный музыкант-мультиинструменталист Аллегр, способный также песенку из популярного репертуара вспомнить, начиная с "Маленького плота". Всего этого уже достаточно, чтоб благодарная целевая аудитория надорвала животы от хохота, а в спектакле же еще и основные персонажи остались! От старика Тимура (он же вроде сперва за Бригеллу выступал, или я не уследил...) в полосатой майке и при армейском ремне с пятиконечной звездой на пряжке до малорослика-императора Альтоума. Ну и анемичный Калаф с косноязычной Турандот, при последней - очкастая шепелявая Зелима (но в отличие от принцессы у служанки это актерская краска, а не профессиональный дефект) с на удивление человекообразной на общем фоне Адельмой. Кроме того - усато-патлатый, в беретке а ля Че, накуренный (обкуренный?) "мудрец", миловидный, пускай и слегка потасканный палач с разнокалиберными причиндалами ремесленными, и - вот, пожалуй, единственная по-настоящему забавная деталь - из массовки надерганные говорящие "отрубленные головы" казненных ранее принцев на "китайской стене" за занавесом подиума в форме эшафота, под нависающей над помостом ножом гильотины.

Вероятно, "Турандот" родилась изначально как студенческий, дипломный проект, и это случилось достаточно давно - однако и традиция дель арте, и формат спектакля, напичканного "капустными" внутритеатральными приколами, допускает, настоятельно предполагает импровизацию, постоянное обновление шутовского репертуара внутри стабильной композиции - оттого вдвойне поразительно и даже неприлично, что на четыре часа с одним антрактом среди прочих хохм в спектакле нет ни одной попытки хотя бы осторожно пошутить на сколько-нибудь острую, злободневную тему (в той же "эстетской", "формалистской" по преимуществу долинской "Зобеиде" все-таки есть! насколько удачные - другой вопрос). Позавчерашние студенты - не владеющие голосами, непластичные, да и внешне по большей части несуразные, нескладные переростки - пробавляются "раскачиванием танцпола", пантомимическими гэгами пошиба "шел упал" или "об косяк зацепился", Аллегр упоминает про маму в Зимбабве, "старик" Тимур в тельняшке запевает "Соловьиную рощу"... Но ведь фурор!..

Собственно, в чем проблема... Театр пускай будет какой угодно разный, хотя признаюсь, исключительно дурная привычка досматривать порнуху до конца в надежде, что к финалу все поженятся, заставила меня высидеть и второй акт полностью. Но ужас в том, что если первое действие я смотрел спокойно, то на втором оказался в гуще поклонников "Мастерской" - и... Короче, каких я только, в конце концов, не видал спектаклей, этот далеко не худший точно, и на постановки "Мастерской" Григория Козлова изредка тоже стоит ходить бы разнообразия ради; после убогого провинциального балагана еще сильнее хочется снова и снова возвращаться к чему-то действительно интересному, современному, настоящему, толково и со вкусом придуманному, умело исполненному. Но вот с дегенератами, а особенно с дегенератками, готовыми впадать в эйфорию от столь уебских зрелищ, не хотел бы я никогда сталкиваться ни в зрительном зале, ни за пределами его.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments