Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Это не навсегда" реж. Евгения Яцкина, Алена Рубинштейн, 2019

Дети-сироты - лучше если больные... - тема беспроигрышная, и хотя девушки-режиссеры, допускаю, подошли к ней с чистыми сердцами, но еще и в силу недостатка кинематографической культуры фильм у них получился, желали они того или нет, до неприличия спекулятивным. Вспомнился "Дом ветра" покойного Вячеслава Златопольского -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2071163.html

- но даже в сравнении с ним, не говоря уже, к примеру, о "Подбросах" Ивана Твердовского (один из немногих русскоязычных полных метров недавнего времени, "цепляющих" меня лично) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3915575.html

- "Это не навсегда" грешит безвкусицей на грани криминала, а дурная сентиментальность дает обратный эффект и вместо слезного сочувствия провоцирует скептическую усмешку.

Четыре новеллы, обозначенные именами героев, сюжетно самодостаточны, но замкнуты на один детский дом, "хозяйку", то есть заведующую которого играет Агриппина Стеклова, к четвертой новелле выходящая на центральный план. А в первой - "Ваня" - якобы основанной на реальных событиях! (все может быть, конечно, но художественности игровому кино подлинные обстоятельства дела не добавляют...) - та же директриса отказывает в приеме на работу героине Ольги Лапшиной: Катя раньше была главным бухгалтером Мособщепита, но в детдом пришла устраиваться помощницей на кухню - и то не берут... после заключения. Заморенный, хилый и нервный, подвергающийся издевательству маленького, но более физически развитого говнюка Ванечка случайно находит на подоконнике забытое Катей резюме с фотографией, и воображает, что на портрете его мама, рассказывает об этом приятелям, поэтому когда Катю все-таки принимают на должность помощника повара (повариха требует, не справляется одна - а потом сама же недовольна, ну как водится), невинный "обман" сироты выходит наружу, и мальчик, и Катя, и заведующая оказываются в сложной ситуации, на бытовом уровне, вероятно, вовсе неразрешимой, а для решения художественного авторам картины недостает ни фантазии, ни мастерства.

То же и с последней новеллой "Марта", хотя она наиболее подробно расписана в плане драматургии и характерологии. Директриса с мужем (Александр Мохов) приводят домой детдомовского мальчика, а у них уже подросла дочь Марта, между детьми, естественно, сразу возникает конфликт, борьба за статус в семье и за внимание взрослых. Причем маленький да удаленький приемыш с приютским опытом выживания чудеса изобретательности проявляет в борьбе против старшей девочки - мол, "я скажу что ты меня прессуешь и тебе вставят, тебя твои не очень то и любят, ты же тоже детдомовская!" Марта в долгу не остается, названного братца по возможности гнобит и жалуется отцу, что тот лепит ей жвачку в трусы. Кроме того, мелкий симулирует приступы (астмы?), а потом, когда приступ случается на самом деле, ему не верят - ну да, "волки-волки..." Однако спровоцировав конфликт между родителями, дети как-то невзначай, произволом опять-таки создателей картины, примиряются.

Две средние новеллы совсем куцые, в одном случае мальчик Петя мечтает найти маму, ищет, но маме он не нужен; в другом мальчик Миша ищет папу, и вроде как преуспевает чуть больше... Или нет, я честно говоря, в "акварелях", размазанных между двумя столь же неубедительными, но по крайней мере внятными сюжетами о Ване и Марте, не пытался разобраться до конца. А вот режиссерский тандем очень старался соблюсти по крайней мере видимость "честности": с одной стороны, избегая откровенной "святочности", "благости", тем более (что приятно) уклона в "православные чудеса"; с другой, эстетически оправдывая отсутствия реальных проблем сиротства и детских домов (если погружаться - это же страшное дело; я хотя бы по своему детскому больничному опыту условного, временного "сиротства" в советские годы могу судить на собственном опыте!) уходом в некую чуть ли не "сказочную" условность, с дорисованными компьютерной графикой элементами в кадре и драматургическими "спецэффектами" такого же малобюджетного пошиба.

Впрочем, не в бюджете проблема, не в технологии, что "Это не навсегда" рядом невозможно поставить с "Хозяйкой детского дома" или "Детьми Дон Кихота" - почему-то герои Натальи Гундаревой и Анатолия Папанова казались убедительными в свое время, а героиня Агриппины Стекловой не убеждает - наверное ведь и сегодня не все заведующие приютами воры и насильники, попадаются и добрые, и справедливые; но контекст - как художественный (с его чрезмерным благодушием, еще и бабским до кучи...), так и житейский (в противоположность эстетизированному благодушию отнюдь не располагающий к тому, чтоб расслабиться и прослезиться) - не позволяет до конца поверить и таким актрисам, как Агриппина Стеклова или Ольга Лапшина, что уж говорить про начинающих режиссеров. Но в любом случае сиротство - это, конечно, не навсегда, скоро отмучаемся все.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments