Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Минарет", компания Омара Ражеха, Ливан, хор. Омар Ражех ("DanceInversion")

Чисто технологически, по сочетанию пластики (в кои-то веки местами ее даже без преувеличения танцем можно назвать с поправкой на "контемпорари"!), видео и музыкального сопровождения, а заодно элементов "мэппинга" - круто сделанный мультимедийный перформанс, ничего не скажешь. При этом сам по себе танец, ну или, если угодно, движения - не поражают ни разнообразием, ни виртуозностью исполнения, да, наверное, и не должны, коль скоро идет речь о проекте не эстетском, не экспериментирующим с с формами и стилями, но концептуальном и пропагандистском с неприкрытой социо-политико-исторической подоплекой. Тело артистов здесь выражает страх, боль, отчаяние, оно служит объектом агрессии, нападения, слежки - субъектом чего выступает радиоуправляемый летательный аппарат.

Использование дронов в театре сегодня - общее место, но "Минарет" заставляет вспомнить не многочисленные примеры, где они летали над сценой по всяким поводам, а скорее такого плана вещи, как, например, "Па де де с экскаватором", где цельный, осмысленный пластический рисунок создавался тандемом человека и машины:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2393523.html

В "Минарете" шестеро танцовщиков, а дрон один, но в разных эпизодах летающая машинка и стоящий на "земле" (на сцене) человек то образуют пары, а то, в общих сценах, исполнители выступают как бы за все человечество сразу, ну или по меньшей мере за целый народ, и тогда дрон тоже оказывается не просто машиной, но метафорой чего-то глобального; на нем к тому же закреплена мобильная видеокамера, выводящая изображение на экран-задник, и когда, например, танцовщики распластаны в горизонтальной плоскости, экранная картинка "рисует" их в рост, а их взаимодействие показывает крупно, подробно.

Другое дело, что вольнО обобщать, возноситься к аллегориям космогонического масштаба или, наоборот, углубляться в гуманистические, психологические нюансы, однако от вполне адресных, конкретных и злободневных ассоциаций не уйти, никто и не позволит, хореограф сотоварищи прямо, откровенно посвящают свое сочинение Сирии, в частности, увязывают его с событиями в Алеппо (премьера 2018 года) - лично же мне прозрачные намеки на бесчисленные жертвы американского - и непременно американского, ну не русского же, в самом деле! при том что номинально речь идет о тысячелетнем минарете, разрушенном исламскими террористами - империализЬма среди мирного мусульманского населения арабских стран (или как иначе это все трактовать приземленно, еще и когда сопровождает действо микс из электроники и этники, порой замысловатый, чаще давно набивший оскомину, с использованием, уж как водится, народных, национальных инструментов?), по правде сказать, претят. "Варварское уничтожение Алеппо напоминает мне о том, как в 1982 году израильские авиаудары и гражданская война привели к уничтожению моего родного города Бейрута" - толкует в интервью просвещенный арабский балетмейстер, создавший пан-арабскую сеть танцевальных труп, охватывающую и Палестину, не уточняя ни гражданство, ни национальную принадлежность, ни вероисповедание уничтоживших пару лет назад Великую мечеть Алеппо "варваров"... Ясное дело, авиаудары 1982 года он не может забыть - израильская, говорю, военщина!.. требую их к ответу!

Впрочем, хореографическая драматургия "Минарета" неоднородна, и сперва предельно резкие, конвульсивные, придуманные и отработанные вопреки человеческому существу движения постепенно спрямляются, становятся чуть более плавными, текучими; в какой-то момент - пока дрон "отдыхает" - возникает и намек чуть ли не романтическую тему, единственный в спектакле на час с лишним как бы "лирический" дуэт - но дрон, у которого своя "танцевальная партия" (он не просто летает, кружит - он "ловит ритм"!), снова поднимается, и к финалу из брутального, чисто мужского, уж точно без намека на лирику дуэта вырастает эффектное соло: исполнитель в неплохой физической (не для классического балета, конечно, а для современного танца) форме, на котором нет ничего, кроме плавок, но обмазанный с головы до ног (как раз партнер по предшествующему дуэту постарался!) синей краской, вновь имитирует страдание посредством нервных, угловатых жестов, поз, пока все остальные члены труппы не сойдутся к финальному затемнению - просвета, спасения, выхода, стало быть, концепция шоу не предполагает. И в этом смысле сочинение Омара Рожеха представляет из себя ровно то, что я могу себе заранее вообразить про посвященный Сирии спектакль современного танца из Ливана под названием "Минарет", а хотелось бы увидеть что-нибудь неожиданное и удивиться.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments