Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Хор Монтеверди" в "Зарядье", дир. Джон Элиот Гардинер: Монтеверди, Кариссими, Перселл, Скарлатти

Большой зал с лишним за месяц распродан был вчистую - на рафинированную барочную программу, но в случае с Гардинером, его "Хором Монтеверди" и ансамблем/оркестром "Английские барочные солисты" случай понятный и оправданный: слава о них по миру идет давно, а приехали они впервые. И поначалу я отстраненно старался ловить какие-то "фишки" исполнения, но потом вдруг... расслабился и получил удовольствие, вернее, даже не удовольствие, а музыка меня безоговорочно захватила.

Осмыслив задним числом, почему, думаю так: хотя Джон Элиот Гардинер и считается "пионером аутентизма" (более того, чуть ли не ему сам термин приписывается!), но его подход к старинной, раннебарочной, да, видимо, и любой другой - а играет он и венских классиков, и романтиков, только не в этот раз... - музыке таков, как если б написана была она сегодня, ну то есть как если бы сегодня на дворе стоял 17-й, к примеру, век. Причем как на самом деле играли в 17-м или пускай в 19-м веке - никто доподлинно, при всей "исторической информированности", знать не может, остается лишь догадываться, опираясь на исследования (путь интересный, но ненадежный), а вот передать свежесть ощущений, энергию, возникающую прямо сейчас - такого "исследованиями" не добьешься, это искусство, которым Гардинер как раз владеет лучше многих.

Вдобавок его "Хор Монтеверди" - удивительная коллекция голосов, вероятно, по отдельности не готовых пробиться в звезды мирового вокала (впрочем, отчего бы нет?), зато даже в хоре и общей тембровой группе обладающих на ходу узнаваемой индивидуальностью красок, что совершенно поразительно срабатывает в раннебарочной полифонии. При всем том исполнение Гардинера сугубо академично - никакой театрализации ради энтертеймента, но и никаких потуг на мистериальность, стилизованный обряд, без ряженых и подтанцовок, все очень строго, чинно и в этом смысле консервативно. А "драйв" вместе с тем - зашкаливающий, и позволю себе по-дилетантски усомниться, что в начале 17го века (правда, Месса для четырехголосного хора опубликована была в 1650-м уже после смерти композитора, но все равно) пели с такой вот богатой на нюансы динамикой, разнообразием тембров и т.п.

Оратория - а по сегодняшним стандартам так и "мини-опера" - "Иеффай" Джакомо Кариссими еще и позволила некоторым участникам хора выступить в более или менее развернутых соло (ветхозаветный сюжет жуткий и перекликается с некоторыми античными мифами о принесении царями в жертву собственных дочерей). Внутри "Иеффая" происходит мгновенное переключение эмоциональных регистров от радости (военная победа) к скорби (отец должен пожертвовать дочь Богу - сжечь ее, и девушка принимает свою судьбу). В хорах Перселла на тексты псалмов (антем Hear my prayer, O Lord, Z. 15, и гимн Jehova, quam multi sunt hostes, Z. 135) таких перепадов уже нет, и открывая второе отделение, они послужили как бы "прологом" к "Стабат Матер" Доменико Скарлатти (хотя в культурологическом плане, насколько я уяснил, Гардинер еще и сопоставляет произведения Перселла и Скарлатти стилистически - но о том легче судить знатокам).

"Когда тело умрет, позволь душе вкусить славу рая..." - завершается "Стабат Матер" Скарлатти на приподнятой ноте, ликующим мажором. Насчет рая не знаю, но от славы Гардинера после триумфального бисирования двух фрагментов (первый - концовка антема Пёрселла "Jehova, quam multi sunt hostes mei", второй - плач из "Иеффая" Скарлатти) захотелось вкусить столь многим, что с трудом удалось пробиться к выходу через очередь за автографом, в том числе и на влет уходившей его толстенной книжке о Бахе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments