Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

11-я симфония Шостаковича, РНО в КЗЧ, дир. Михаил Плетнев

Этот стон у нас песней зовется... Одиннадцатая симфония Шостаковича озаглавлена "1905 год", но могла бы называться "Апокалипсис" (и даже "Апокалипсис сегодня"...) или, к примеру, "De Profundis" с гораздо большим основанием, чем одноименное сочинение Алексея Ретинского, недавно представленное в качестве "премьеры новой редакции" Владимиром Юровским с ГАСО -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4078915.html

И кстати, Юровский в прошлом году аж дважды исполнял со своим оркестром 11-ю симфонию Шостаковича - в "Зарядье", как я понимаю, более "академично", а летом в КЗЧ превратив ее в интерактивный перформанс с раздачей публики текста песни "Мы жертвою пали в борьбе роковой", зажигательной преамбулой и убойными цитатами из композиторского эпистолярия:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3827236.html

Понятно, что Владимир Юровский в формуле "мы жертвою пали в борьбе роковой" - тема революционной песни проходит через симфонию лейтмотивом - смысловой акцент делал на "борьбу" и в своем исполнении актуализировал, аккумулировал энергию протеста если уж не в прямом смысле социально-политического, то по меньшей мере экзистенциального. А у Михаила Плетнева, что тоже вполне очевидно и даже по-своему предсказуемо, логическое ударение приходится на "жертву", причем выведенную из исторического контекста в план универсальный, вневременной. Картины безвидного и пустого космоса (каковым предстает здесь не только Дворцовая площадь и не только 9 января 1905 года, но и вся земля в любые времена) перемежаются, как положено, кульминациями "возбуждения" и "подавления" - однако настоящего, содержательного (не говоря уже про исторический, про политический подавно!) конфликта, сдается мне, в эти динамические контрасты МВ не закладывает. Звучанием оркестра, плотным, "душным", он создает ощущение полиэтиленовой пленки, облепившей голову - но вот пленка рвется... а снаружи воздуха также нет... да и пуля в голову - не альтернатива удушью.

Мне представляется очевидным и сегодня даже тривиальным, что для Шостаковича и 1905-й год в 11-й симфонии, и 1917-й в 12-й - лишь номинальный повод, грубо говоря, "отмазка", для разговора о насущных для него делах; с другой стороны, у меня нет безоглядного доверия к Шостаковичу не то что как к персоне, как к личности, но и как к композитору, его музыка не менее "двулична", чем он сам (допустим, что вынужденно - однако что касается музыки, тут уже вопрос намного острее может стоять, чем в случае с необходимостью творческого, а периодами и физического выживания в этой стране). Двусоставной, двуплановой получилась и программа вечера - я пришел специально лишь на оркестровую репетицию, а в концерте фестиваля РНО, приуроченном к дню рождения Шостаковича, первым отделением выступал Камерный, бывший мининский, ныне под управлением Тимофея Гольдберга хор с "Десятью поэмами на стихи революционных поэтов". Мне вспомнилось, что именно "Десять поэм..." (правда, фрагментарно) включил Роман Минц на позапрошлом фестивале "Возвращение" в программу с общей темой "Оппортунизм", и как никакая другая вещь (более, чем "Поэма о Сталина" Хачатуряна!) хоровой цикл Шостаковича там пришелся кстати:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3731704.html

Вот и 11-я симфония после "Десяти поэм..." должна была, по идее, сойти за оркестровый "постскриптум" к "реквиему" а капелла - но отдельная взятая оставила у меня иное впечатление. Не трагического надрыва, не призыва, ни хотя бы скорби (в человеческом, чувственном понимании этого состояния) я не услышал в симфонии у Плетнева - скорее какое-то фаталистическое приятие неизбежной катастрофы, блоковское "все будет так, исхода нет", ощущение невозможности удачной попытки "разрыва" рокового круговорота, неизбежного возвращения на те же круги... не ада, но безысходного бытия... вспомнилась по ходу и "Хованщина" (события которой разделены с революцией 1905го года веками - но парадоксально и страшно перекликаются...), оркестрованная как раз Шостаковичем, которой Плетнев, насколько я знаю, никогда целиком не дирижировал, но год назад на открытии "Зарядья" исполнял с РНО "Рассвет на Москве реке" (а Юровский также "концептуально" и вовсе объединил прошлым летом "Рассвет на Москве-реке" с 11-й симфонией в общей программе!), и вот уже там все было, и ложная, полная напряженного ожидания тишина, и апокалиптический набат, и проч. -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3865779.html

- и в конечном счете - все тот же "инвариантный", что по-разному, но неизменно проступает в любых, включая сольные фортепианные, плетневских исполнениях, экзистенциальный (пользуясь формулировкой Камю) "миф о Сизифе".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments