Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Щегол" реж. Джон Краули

Как и "Жутко громко и запредельно близко" Стивена Долдри -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3311747.html

- "Щегол" Джона Краули снят по некоему бестселлеру, который, похоже, все кроме меня читали или прочли специально, чтобы сказать "книга намного лучше". Невозможная, по-моему, постановка вопроса, хотя я ни эту книгу не читал, ни ту, и эту точно не буду, так что фильм мне сравнивать не с чем и он меня более-менее своим кинематографическим качеством устроил. Другое дело, что "Жутко громко и запредельно близко", вспомнившееся мне неслучайно - в обоих случаях "исходным событием" служит взрыв (там теракт 11 сентября, здесь бомба в "Метрополитен-музее"), повлекший гибель одного из родителей юного героя - и фильм посерьезнее, и литературный первоисточник, видимо, значительнее, оригинальнее. А "Щегол" при всех сюжетных наворотах и хронологических кульбитах с нелинейным нарративом простоват, моментами до неприличия.

После взрыва в музее мальчик Тео по совету оказавшегося рядом и смертельно раненого мужчины подбирает и прячет уникальную картину - "Щегла" Карла Фабрициуса (тоже когда-то погибшего при несчастном случае от взрыва пороховых складов в Делфте); он хранит ее, музейным сообществом считающуюся утраченной, в глубокой тайне, не рассказывая никому, даже партнеру погибшего мужчины, в чью антикварную лавку, следуя прощальным указаниям помирающего, приходит; у чернокожего добродушного дядечки Хоби мальчик встречает девочку, от взрыва пострадавшую, сироту-племянницу погибшего, и вскоре Пиппу забирает к себе в Техас за неимением других родственников бабушка - с Тео они далее общаются по переписке.

Два основных сюжетных плана - детство Тео (после смерти матери отец, еще до взрыва бросивший жену и ребенка ради другой бабы, забирает мальчика из любящей семьи одноклассника и увозит в безжизненный, почти безлюдный поселок среди пустыни, где Тео не с кем общаться кроме парнишки с хулиганско-криминальными наклонностями Борисом, выходцем из Украины, знатно помотавшимся с родителем-шахтером по свету, который дает Тео уроки курения, употребления алкоголя, с ним же Тео навсегда пристраститься к наркоте) и его взрослая жизнь (вернувшись в Нью-Йорк он работает все у того же добродушного чернокожего Хоби, переписывается с Пиппой, но жениться собирается на сестре своего одноклассника, даром что уличает ее в связи с еще одним школьным однокашником, который к тому же когда-то его предал и подставил; покупатель, которому он впарил фальшак под видом подлинного антиквариата, уличает его и шантажирует, желая по сходной цене купить фабрициусова "Щегла" - и тут выясняется страшное: то, что в память о матери и детстве герой хранил, как святыню, не смея даже распаковать газетную обертку, давно используется в качестве залога при сделках наркоторговцев!).

Последние полчаса с вдруг на ровном месте лихо закрутившейся криминальной интригой, даже с погонями и перестрелками (конечно, это Борис в свое время тайком позаимствовал "Щегла" у маленького Тео и не сказал ему о том, когда Тео после гибели отца решил сбежать из пустыни в Нью-Йорк небезосновательно опасаясь попасть в приют) меня напрягли, а связанный с историей картины примитивный квазикультурологический "квест", отдающий "Кодом да Винчи" (и в этом, конечно, "Щегол" с "Жутко громко и запредельно близко" несравним...) и вытекающее из него "чудо со щеглом", сдобренное моралью пошиба "в мелочах скрыто важное", заставило скептических усмехнуться про себя; ну и то, что до сусальности положительный, единственный нравственно безупречный герой истории - негр преклонных годов, тоже доверия не внушает. В остальном - не худшего сорта семейно-психологическая с легким привкусом "интеллектуальности" (пускай псевдо-) драма.

Энсел Элгорт в роли подросшего Тео не слишком яркий, но и не факт, что для такой роли нужен более фактурный молодой артист; мальчик Оакс Фигли, Тео в детстве, не умильный, не приторный - уже хорошо. На месте Николь Кидман в роли несостоявшейся сперва приемной матери, а затем тещи героя, могла быть любая актриса - но почему бы и не Кидман?.. Отдаленные, но едва ли случайные переклички с "Большими надеждами" Диккенса - самый, может быть, занятный для меня лично момент, благодаря не в последнюю очередь ему я два с лишним часа по крайней мере не сильно скучал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment