Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Бетховен, Шостакович, Сильвестров: МАСМ, сол. Михаил Дубов, Сергей Полтавский в Аптекарском огороде

В пространстве одной из оранжерей Аптекарского огорода, предназначенном в последнюю очередь для экзотических растений, а в первую для светских и концертных мероприятий, я уже бывал, но на концерт попал впервые, и был несколько смущен как организационной неразберихой (проистекающей, по обыкновению, от излишней заорганизованности - в подобных случаях проще, дешевле и эффективнее пустить дело на самотек, чем безнадежно пытаться с помощью десятка администраторов управлять ситуацией...), так и климатическими условиями (влажность в оранжерее тропическая, а температура ближе к арктической, одно другое усугубляет, сидеть тяжело, холодно - а каково же выступающим?.. не говоря уже про инструменты... про голоса певцов, ведь следующие программы вокальные, я боюсь и думать...). Но привлекало меня не пространство - благо я в прошлом неоднократно приходил в зрительный зал по соседству на спектакли театра "С.А.Д." и примерно себе обстановку представлял - а программы, составленные Романом Минцем по принципу, сходному с фестивалем "Возвращение", то есть тематические, концептуальные, номинально привязанные к 250-летию со дня рождения Бетховена и выстроенные вокруг полного цикла его струнных квартетов, но включающие в себя произведения авторов разных эпох и самого разного плана музыку.

На вечере открытия, впрочем, бетховенские квартеты не звучали вовсе, а темой программы стали "багатели", но опять же лишь номинальной. После не самого удачного (мягко говоря...) исполнения серии багателей Бетховена к пианисту Михаилу Дубову присоединился Сергей Полтавский - его участие в проекте, наряду с программированием, для меня стало одним из главных "манков", хотя Полтавский, может, и не такой красивый, как Рысанов (хотя вполне ничего себе тоже...), но если без шуток говорить, то это два для меня самых интересных альтиста, а таковых немного в принципе (с последнего "Возвращения" запомнил еще одного, Михаила Рудого, и кажется, он далее на "камерных вечерах в оранжерее" должен появиться?). Альтовую сонату Шостаковича, последнее, предсмертное сочинение композитора, ранее мне слышать не доводилось и музыка мне совсем не близкая, с одной стороны, очень для позднего Шостаковича характерная, типичная и в чем-то предсказуемая, с другой, предельно, до интимности, субъективная; но и к Бетховену имеющая прямое отношение - в финале Шостакович использует тему из "Лунной сонаты", что в случае, например, с Шнитке безошибочно опознавалась бы как "полистилистическая" краска, ерническая, по меньшей мере амбивалентная; а здесь - непонятно (ну для меня после исполнения Полтавского-Дубова остальном непонятным...), то ли это сарказм (по зрелым сочинениях Шостаковича сплошь и рядом разбросаны подобного рода цитаты-"ремарки"), то ли наоборот, знак высшей степени отречения от всего сиюминутного, бренного, земного.

Меньше всего вопросов по поводу открывавших второе отделение багателей Валентина Сильвестрова - по крайней мере что касается вопросов к исполнителям, участникам Московского ансамбля современной музыки. Сильвестров из ныне здравствующих композиторов, наверное, единственный, чья музыка в моей жизни присутствует постоянно, я регулярно слушаю ее в записи, да и на концерты по возможности хожу - благозвучность у Сильвестрова мне кажется порой также обманчивой, но в отличие от Шнитке он эту иллюзию скрупулезно конструирует, а разрушать не спешит, не надстраивает над приятными, простенькими, "бездельными" мотивчиками концептуальных диссонансов - всяк волен их воспринимать на голубом глазу как нечто милое и в самом деле необязательное, хотя у меня так не получается.

Наконец, опус "Ludwig Van" Маурисио Кагеля, созданный, оказывается, аж полвека назад (раньше альтовой сонаты Шостаковича!), к предыдущему, 200-летнему юбилею Бетховена, основанный на принципах алеаторики, так что исполнители сами вольны многое выбирать, вплоть до того, какую из тем Бетховена использовать. Музыканты МАСМ при технической поддержке Сергея Полтавского за компьютерным пультом постарались раскрыть перформативный и мультимедийный потенциал сочинения, используя, с одной стороны, всевозможные подручные средства для звукоизвлечения (погремушки, детское пианино, а еще сыпали в таз землю из пластиковой лейки - ну оранжерея же, правильно), с другой, видеопроекцию с воспроизведением как собственного фильма Кагеля на основе данного опуса, так и листов его партитуры. Получилось не столько концептуально (а задуман "Ludwig Van" автором, насколько я понимаю, все же как некое концептуальное высказывание), сколько забавно, под стук дождя о крышу оранжереи, в холоде и сырости, среди пальм и случайных посетителей уже не до считывания "серьезных" мыслей было, взбодрились напоследок и ладно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments