Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Юлия Лежнева и РНО в КЗЧ, дир. Михаил Шехтман: Мендельсон, Шуберт, Россини, Гендель

Внезапно как-то Антоненко стал Шехтманом - обычно происходит наоборот... но так или иначе с Юлией Лежневой он работает стабильно, а для РНО дирижер новый, и, показалось мне (а я в кои-то веки не на репетицию ходил, но сразу на концерт) не вполне "свой"... не говоря уже о том, что со стороны он выглядит на подиуме как пародийный персонаж из мультика. По крайней мере что касается оркестровых вещей - ладно "Эгмонт" (хотя если вспомнить, как МВ сам с РНО его исполнял прошлым сезоном в монографической бетховенской программе...), но чтоб увертюру к "Сороке-воровке" пройти вместо фирменной россиниевской легкости тяжеловесной вагнеровской поступью, в духе военно-духового оркестра... - будто и не РНО на эстраде! - постараться надо. Симфонические интерлюдии второго отделения вызывали еще больше вопросов выбором материала - при том что Адажиетто из Пятой симфонии Малера прозвучало на удивление сносно; а вот в финале Четвертой симфонии Чайковского - сам факт включения в сольный концерт вокалистки, поющей исключительно европейскую музыку, отдельной части симфонии Чайковского, непостижим... - Антоненко-Шехтман врезал "вополеберезастояла" по полной от широты русской души (при том что, опять-таки, Плетнев и пафосу чайковских симфоний, вспомнить Пятую, умеет придать амбивалентность). Ну да героем вечера был не дирижер и даже не оркестр, хотя концерт проходил в рамках Большого фестиваля РНО, а певица.

Юлия Лежнева нечасто, но регулярно и настойчиво пытается раздвинуть узкие рамки барочного репертуара, в котором чувствует себя органично, за счет близкой к нему хронологически и стилистически музыки - Моцарта, итальянского бельканто, ранних романтиков, не подступаясь, по счастью, к Верди или Пуччини, не забираясь подавно в 20-й век. Очередная попытка в этом направлении снова походила на экзамен, и если с этой точки зрения оценивать, не скажешь, что Лежнева его провалила. Понятно также, что вариться в прекрасном по-своему, но тесноватом барочном "котелке" артистке и неловко, и несолидно, и, надо полагать, просто скучно. Однако убедительного ответа, зачем Лежневой петь музыку, для которой у нее не хватает ни диапазона, ни дыхания, ни, что тоже немаловажно, темперамента (анемичный, пусть и "культурный" Россини - это же нестерпимо!), подобные выступления не дают. Совсем грустно выходит с романтиками, особенно там, где требуется драматизм в сочетании с физической мощью - в "Несчастной" (вот уж действительно...) Мендельсона кульминации Лежнева выдавала на пределе возможностей: она превосходно владеет голосом в рамках отпущенного ей природой, когда не надо перенапрягаться, но стоит форсировать звук - и делается больно ушам. При этом не в пример подбору симфонических эпизодов вокальный репертуар программы привлекал эксклюзивностью: если "Дева озера" Россини более-менее на слуху, то "Зельмиру" я раньше, кажется, и вовсе не знал. Правда, еще одна изначально обещанная россиниевская диковинка, ария Памиры из "Магомета II", в итоге выпала... Другое дело, что у Лежневой и Россини-то - не Россини... ну Моцарт еще туда-сюда.

А все же кто говорит, что у Лежневой "головы нет", у того у самого нет ни головы, ни ушей, ни сердца - похоже, что ограниченность своих возможностей певица до некоторой степени осознает, так что к ее стараниям освоить, помимо барокко, иные, пускай не слишком далекие, стили, отнестись следует с человеческим уважением. Ну а на бисы она, конечно, припасает то, что лучше нее или хотя бы так же, как она, немногие умеют петь. При этом все же после очередных, последних походов на "Триумф времени и бесчувствия" в МАМТ (а всего я спектакль Богомолова-Чижевского смотрел и слушал пять раз - просто повезло!) думал про себя, что как ни изысканна генделевская "Lascia la spina, cogli la rosa", но благостные интонации Лежневой, мелизмы, общая "засахаренность" арии мне совсем не годятся после того, чем ее смог осмысленно наполнить изнутри (с помощью режиссера спектакля, несомненно) при безупречном аскетизме - в отличие от варианта Лежневой - внешней формы китайский контртенор Винс И. Ну зато Вивальди и Броски - чистое удовольствие, при всем почтении к стараниям артистки оставляющее без ответа вопрос: ну и стоило ли два отделения мучить себя и других, чтоб все равно, и уже порядком усталой, вернуться к тому, что исполнительнице дается легко и чего публика прежде всего от нее ожидает?
ПРОГРАММА

Бетховен
«Эгмонт» – увертюра из музыки к трагедии И. В. Гёте
Мендельсон
Концертная ария «Infelice» для сопрано и оркестра
Россини
Увертюра к опере «Сорока-воровка»
Финальная ария Елены из оперы «Дева озера»
Малер
Адажиетто из Симфонии № 5
Шуберт
Ave Maria
Моцарт
Ария Laudamus te для сопрано и оркестра из Большой мессы до минор
П. И. Чайковский
Финал Симфонии № 4
Россини
Финальная сцена и рондо Зельмиры из оперы «Зельмира»

бисы
Вивальди
Ария Констанцы из оперы "Гризельда"
Гендель
Ария Удовольствия из "Триумфа Времени и Бесчувствия"
Броски
Ария Арбаче из оперы "Артаксеркс"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments