Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Последние 5 лет" Дж.Р.Брауна в Театре на Таганке, реж. Алексей Франдетти

Режиссер нынче пошел скорострельный, но даже на общем фоне Алексею Франдетти с его производительностью по две премьеры в месяц равных, кажется, нет. Давно ли у него с перерывом в неделю вышли балет на сцене Большого и мюзикл в Оперетте - а вот пожалуйста: на носу ни много ни мало "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова опять в Большом (!) театре, так между делом он изготовил еще и для Таганки скромную, но симпатичную штучку, и ведь ни в чем не схалтурил! Вообще для Франдетти это, кажется, отдельная линия в его творчестве, начатая (может я что пропустил?) "Рождеством О'Генри" на сцене филиала театра им. Пушкина:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2972813.html

- камерные музыкальные драмы (я бы не назвал это мюзиклами в полном смысле слова, другой жанр, другой масштаб) без хора и кордебалета, с минимальным инструментальным составом. Музыканты на Таганке все те же, что и в филиале Пушкина, что и в недавнем, неожиданно интересном и содержательном блокбастере Франдетти "Стиляги" по фильму Тодоровского в Театре Наций -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3967015.html

- оркестр под управлением Армена Погосяна, и тот за кулисами располагается. А исполнителей на сцене и, соответственно, героев всего-то двое: Павел Левкин - приглашенный мюзикловый артист (на Таганке он занят также в "Суинни Тодде", опять-таки постановка Франдетти), Марфа Кольцова - актриса таганской труппы. Причем мизансценически они взаимодействуют редко, а вокально не пересекаются до финала. Музыкальная драматургия "Последних 5 лет" строится на чередовании мужских и женских монологов - хотя по сюжету персонажи Джеймс и Кэти встречаются, вместе живут, затем расстаются.

Все это происходит в интерьерах нью-йоркских квартир и студий с видами на Таймс-сквер или Централ-парк за окнами: третий и на самом деле главный - как и в "Рождестве О'Генри", кстати - герой спектакля - нет, не оркестр (хотя музыканты Погосяна честно дают "живой звук" из-за сцены), но Нью-Йорк на видеопроекциях студии Артнови; вот он постоянно меняет облик, состояние, настроение, тогда как остальные персонажи дудят в более-менее одну дуду. Что касается все-таки двух первых - перипетии их взаимоотношений (якобы для автора Дж.Брауна автобиографические... ну не знаю-не знаю) отдаленно напоминают также и новеллы О'Генри, и других американских литературных классиков, и старомодную мелодраму "Двое на качелях" Гибсона (но без присущего ей истерического надрыва, тут все несмотря на отсутствие апофеоза довольно благостно и по-своему гармонично), и комедии Вуди Аллена ("Манхэттен", "Энни Холл", далее везде). Пока Джеймс, простой еврейский парень, делает литературную карьеру и публикует бестселлер "70 нюансов синего" (Франдетти это сам придумал?..), Кэти безуспешно ходит на актерские кастинги, ездит на изнурительные гастроли и не может добиться успеха. Левкин голосистее, пластичнее, внешне интереснее и несомненно драматически мощнее своей партнерши; героиня Козловой по сюжету, впрочем - актриса посредственная и немолодая, а герой - писатель одаренный и во всяком случае умеющий нащупать конъюнктуру.

Русскоязычный текстов зонгов от Александра Байча не отличается выдающимися поэтическими достоинствами, зато речь персонажей в куплетах приближена к бытовой, что адекватно и камерному формату постановки, и, положа руку на сердце, скромным возможностям исполнителей. Назову вслух отдельно и художника по свету, а то Иван Виноградов обижается и выговаривает, если его не упоминают в отзыве. Музыка же милая, но однообразная, по характеру близкая к "фоновой", номера позволяют раскрыть психологическое состояние героя на том или ином этапе развития сюжета, но едва ли претендуют на шлягерность, из общего ряда выделяется разве что песенка (очень хорошо, эффектно режиссерски освоенная и актерски поданная), в которой Джеймс, обращаясь к родовому прошлому, рассказывает про еврея Шмуля - странно было б, обойдись нью-йоркская музыкальная история без восточно-европейского местечкового колорита.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments