Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Зобеида" К.Гоцци в РАМТе, реж. Олег Долин

Когда премьера получает столь единодушно восторженные отзывы, к горячему желанию увидеть новое чудо непременно примешивается сомнение... - однако долинская "Зобеида" действительно блестящая вещь (в своем роде) и, судя по всему, уморительно смешная (даже я хмыкнул пару раз!), а главное, удачно, осмысленно вписанная в неформатное и, положа руку на сердце, для зрителя не самое комфортное (ну тесновато сидеть... это если найдется еще место и не придется стоять - желающих толпа!) пространство театрального двора, вернее, дворика: архитектура "колодца", конечно, не вполне "венецианская", но соединение под вечер все-таки старых стен с открытым воздухом для постановки, решенной через приемы комедии дель арте, дает нужный эффект.

Посреди дворика воздвигнут деревянный помост, справа и слева от него разномастные потрепанные стулья для готовых выйти на площадку артистов, еще чуть далее по бокам размещены музыканты и оборудование старинного "барочного" театра с шумовыми машинами и проч., которыми частично оперируют свободные от действия исполнители - площадной театр, то есть, здесь не столько стилизован, сколько реконструирован. В отсутствие пышных декораций - хотя костюмы говорят сами за себя (по-моему это лучшая работа Евгении Панфиловой!) и тем более маски (от Сергея Якунина - необычайно разнообразные, у каждой свое "выражение лица") - вся нагрузка падает на актеров, и особенно на исполнительницу заглавной роли, которая единственная еще и без маски, в простеньком платьице от начала до конца представления работает.

В составе на Зобеиду две актрисы, я видел Полину Виторган, которая героине придает наивности, беззащитности (сравнивать могу только по фото и предполагаю, что в воплощении Анастасии Волынской характер Зобеиды получается тверже - ну или ошибаюсь я...). Масочные же персонажи идут в отрыв по полной - даже той части лица, которая у исполнителей открыта, хватает на бесконечный ассортимент ужимок, да и под масками (а некоторым ведь досталось и более одного персонажа!) я многих, не глядя в программку, угадывал: великолепного и до сих пор не вполне оцененного как ярчайший артист Сергея Печенкина (старый жрец Абдалак), Александра Девятьярова (министр Тарталья, он же и царь Бедер, отец Зобеиды) и Александра Пахомова (министр Панталоне), Михаила Шкловского (царь и волшебник Синадаб, коварный муж Зобеиды). Великолепна Виктория Тиханская (ей досталась как бы "травести"-роль Шемседина, сына Бедера, обманутого колдовством Синадаба и убившего отца в поединке). Отдельного упоминания заслуживают гигантские бумажные куклы (монстры, в которых Синадаб превратил Труффальдино и Бригеллу, рабов Бедера, которых Абдалак расколдовал).

Нагромождение фантастических перипетий, порой противоречивых и логически, и психологически (Зобеида влюблена в мужа, а обманщик-колдун Синадаб на 40-й день после свадьбы превращает всех своих жен в коров, и молодой супруге волей-неволей приходится с подачи жреца Абдалака подсунуть Синадабу печенье, которое погубит его самого, но спасет ее и сестер) здесь тоже часть правил игры, как и утрированная пластика, мимика, интонация. Как и, вероятно, импровизации - настоящие, спонтанные (типа "хочу сниматься у Лунгина, когда в зале сидит режиссер Павел Лунгин; или реакции на шум, доносящийся через ворота двора с Большой Дмитровки) оказываются живее заранее припасенных (вроде шуток про санкции и анекдотов про Вовочку), и лично меня, признаюсь откровенно, веселят значительно меньше, чем безусловно восторженное большинство аудитории. Я скорее порадовался за техническую отточенность постановки, за безупречное существование артистов в ансамбле и за то, что как бы "площадное действо" нигде не переходит границы вкуса, пускай режиссер порой и не пренебрегает вторичными приколами.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments