Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Сен-Санс и Скрябин, открытие Большого фестиваля РНО в КЗЧ: сол. М.Майский, П.Шамаева, дир. М.Плетнев

Открылся 11-й Большой фестиваль РНО... "Пляской смерти" Сен-Санса - в чем можно было бы усмотреть символический или, наоборот, иронический подтекст, но по факту невероятно то, что делает Михаил Плетнев с заигранным симфоническим шлягером. Изначально, кстати, вокальным, для баритона и фортепиано предназначенном - хотя в таком варианте "Пляска смерти" исполняется реже, но мне сравнительно недавно довелось слышать (дважды) как ее поет под фортепиано Василий Ладюк, необычайно интересно, и, конечно, певец берет темп медленнее, чем обычно оркестр, иначе никакой вокалист не справится с партией технически, попросту задохнется.

Однако Плетнев задает темп еще медленнее! И парадоксально вместе с тем не смягчает, не "разжижает", но наоборот, уплотняет, заостряет ритм. Это уже не "пляска", не истерика, не ,"агония" - это... марш, причем... едва ли траурный... по крайней мере слезливости здесь у МВ точно не слышно.... шествие... сошествие, я бы сказал. Зато в как бы "лирических" и "мажорных" эпизодах такое томление... Сен-Санс кому-то порой кажется пошловатым - а Плетнев к нему обращается последовательно (наряду с Сибелиусом, с Шостаковичем, он один из постоянных плетневских авторов!) и вряд ли спонтанно. "Пляску смерти" на генеральной репетиции проходили трижды, и каждый раз с первых нот у арфы - бум, бум... не спрашивай, по ком звонит этот "колокол"! А дальше - совсем как у Мусоргского (на стихи Голенищева-Кутузова): "смерть вас поссорила - я помирила...", только Мусоргский в финальной части своих "Песен и плясом смерти" рисует все-таки поле битвы, гибель воинов, пускай и недобровольно, может быть, павших неизвестно за что; а тут - картина универсальная, общечеловеческая; возникает ассоциация со "Смертью и Просветлением" Р.Штрауса, с 3-й частью Первой симфонии Малера (минус малеровский сарказм), а также с незабываемым исполнением РНО и МВ "Арлезианки" Бизе, тоже, между прочим, в открытие фестиваля несколько лет назад, и с теми же малеровскими аллюзиями:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3658599.html

Звучит, что и говорить, непривычно... ошарашивает... не только меня как слушателя: "после ферматы последней нет сфорцандо?.." - не без удивления уточняют оркестранты; "есть... чуть-чуть", отвечает МВ. А ведь в репризе смертная поступь, утяжеленная литаврами и медью, уже, казалось бы, взяла свое - но снова парадокс: пианиссимо на фермате - и какие-то совсем уж инфернальные нисходящие глиссандо у скрипок, и "одинокий голос", соло первой скрипки (Алексей Бруни, конечно), и бесплотная, но не "растворяющая", не размазанная, а ставящая все-таки однозначную точку кода.

Далее - Первый виолончельный концерт опять же Сен-Санса, изысканно солирует Миша Майский, впервые замечаю, что тематически концерт перекликается с "Пляской смерти"! или мне кажется?.. И Первая симфония Скрябина - вот тоже еще один из главных "соавторов" Плетнева! - эту симфонию он когда-то исполнял, помнится, в Колонном зале на фестивале оркестров мира. В симфонии участвует хор - капелла Юрлова - и солисты, тенор Юрий Ростоцкий, про которого я по репетиции мало что понял, и моя любимая Полина Шамаева. Вокальные партии, правда, куцые и простоватые, во-первых, а во-вторых, положены на графоманские (что еще мягко сказано...) вирши собственного скрябинского сочинения: "придите, все народы мира, искусству славу воспоем, слава искусству, вовеки слава..." и т.п. - ей-богу, прокофьевская "Здравица" Сталину предпочтительнее! Все самое главное происходит в оркестре (ну у Плетнева всегда так), и помпезный вокально-симфонический финал, по большому счету, для цикла служит необязательным довеском - тем не менее пафос Скрябина, кажется, МВ от души разделяет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments