Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Весна священная", компания современного танца "Павлин", Китай, хор. Ян Липин ("DanceInversion")

Прошлогодняя программа фестиваля "DanceInversion" была спектакль к спектаклю, чего стоило один только "Щелкунчик" Кристиана Шпука, а уж нынешняя того хлеще, как бы только попасть и увидеть... На открытие удалось - посмотрел "Весну священную" Ян Липин: спектакль яркий, зрелищный и... ну очень китайский, я подобные вещи с любопытством воспринимаю, хотя честно сказать, не без труда.

Основа сценографии - нагромождение каких-то позолоченных брусков, и не сразу понятно, что это не кирпичи и не дрова, а... иероглифы, потом артисты работают с ними, и по окончании представления, каюсь, не удержался, подошел к авансцене, пощупал реквизит - пенопластовые штучки, однако не чисто декоративные, они, как разъяснили китайские гости, означают славильное обращение к божеству, аналог иудео-христианского "аллилуйя". Это важно в контексте спектакля, потому что хоть Игорь Стравинский и значится в качестве "соавтора" музыки к постановке, пролог, первая половина и эпилог спектакля идут под специально (по всей видимости) для проекта написанную этно-электронную композицию, ее автор Хэ Сюнтхень.

Из полутора десятков персонажей только двое мужских, и у каждого особая функция, первый - фигура с заплечной корзинкой, в которую он собирает те самые разбросанные по сцене иероглифы; второй - лев, вернее, антропоморфная сущность льва, потому что зооморфный персонаж представлен ростовой куклой, одновременно и ритуальной, и (в сегодняшнем культурном контексте, если кому доводилось смотреть представления китайского цирка, а мне доводилось) попсовой - а ведь есть еще даже и "фитоморфные" сущности в спектакле, девушки с зелеными ростками-"листьями" на пальцах! Среди женского же "кордебалета" выделяется героиня-протагонистка, предназначенная - тут драматургия постановки Ян Липин следует первоисточнику - в жертву, но отдающая себя на заклание жрецу в образе льва добровольно. Жертвоприношение включает и совокупление, и поедание - то и другое, разумеется, подано в ключе абсолютно условном.

С точки зрения собственно хореографии, допустим, такая "Весна священная" - не то что "не совсем балет", но даже и "не совсем танец" - но контемпорари данс во всем мире давно соединил в себе, присвоил самые разнородные, разносортные элементы, от фольклора до цирка, и это не китайская лишь специфика. Какие-то вещи мне показались чрезмерно "наглядными" - вроде появления мужской фигуры со скелетом на спине и черепом на затылке (может это тоже что-то этнографическое, но со стороны судить затруднительно...) или "вознесения" жертвы над переливающейся видеопроекциями полусферой на лонжах, какие-то, наоборот, многозначными и притягательными (в первую очередь, как ни странно, это касается синхронии и симметрии построения ансамблевых эпизодов, где у каждой из танцовщиц в золотых коронах-"кокошниках" индивидуализирован внешний облик и костюм).

Концептуально же спектакль строится на не просто языческом, но сугубо восточном мотиве "реинкарнации", отсюда, видимо, и возвращения, повторы, с какого-то периода на мой субъективный вкус несколько утомляющие. Кроме того, как это в принципе свойственно именно Востоку в любых его художественных проявлениях, от древней поэзии до современных мультиков, в спектакле отсутствует мало того что моральная, но хоть сколько-нибудь оценочная составляющая, здесь невозможно говорить, например, о "трагизме" происходящего, о жестокости, об агрессии - хотя вроде бы то, другое и третье налицо, но именно фатальность, ритуальность событий, их цикличность снимает вопрос, кто был охотник, кто добыча, кто жертва, а кто палач - все персонажи, демонстрируя единение, участвуют в общем и, по всей видимости, исключительно важном для них деле, суть которого непостижима для профана.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments