Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Магда" М.Ардити, "Плохой театр", СПб, реж. Дмитрий Крестьянкин ("Арт-миграция")

Замечательный фестиваль "Арт-миграция" в этом году создает проблемы - мало того что большинство спектаклей показываются всего раз, так некоторые еще и одновременно на двух площадках! В прошлом году было проще и удалось посмотреть больше, сейчас только одну работу, "Магду" Майкла Ардити из питерского "Плохого театра" в пространстве Боярских палат.

Признаюсь, сколько ни видел я фильмов и спектаклей о Второй мировой войне, а видел я их много, но даже в детстве, тем более в сознательном возрасте, не ждал с таким нетерпением, когда же "наши" возьмут Берлин! При том что на молодых актеров - почти на всех (фамилий не знаю, к сожалению, и не нашел где справиться, на сайте "Арт-миграции" они перечислены списком без распределения по действующим лицам) - смотрел с интересом: особенно, помимо, безусловно, Тины Тарусиной, исполнительницы заглавной роли Магды Геббельс, даже в первую очередь, на Леона Словицкого, игравшего ее мужа Йозефа Геббельса, а также на Александра Худякова в образе Мартина Бормана, напомнившего мне чем-то (ну сочетанием внутренней мощи с внешней эксцентрикой, вероятно) Ларса Айдингера. Да и постановка неплоха (название "Плохой" театр обязывает к несоответствию, иначе не стоило и затеваться) при всей тривиальности и минималистичности - шесть актеров выступают одновременно за высокопоставленных деятелей Третьего Рейха периода упадка с их женщинами и пособниками, и за шестерых детей Геббельсов в "игровых" интермедиях-перебивках; "детская игра" становится подобием ритуала, что опять же символично в заданном тематическом контексте; а условность антуража и сведенная почти к нулю бутафория (серебряные ложки во рту - будущие ампулы с ядом; ночной горшок; таз; бутылка) и густой "вампирский" грим, не говоря уже о пластике, позволяют отчасти приподняться над убожеством скроенной по бродвейским (даром что драматург британец, а не американец) лекалам бульварной мелодрамы Майкла Ардити, идеологически ничуть не вступающей в противоречие с навязшими в зубах антинацистскими стереотипами, из века в век тиражируемыми коммуно-православной пропагандой.

От диалогов пьесы лично у меня вяли уши - кающаяся Магда, предчувствуя и планируя убийство детей (осознаваемое Геббельсами как ритуальная жертва), попутно не устает изобличать преступный гитлеровский режим, просвещая на сей счет и дурочку Еву, а бедная Ева Браун, любящая и запутавшаяся, с ужасом узнает правду об Аушвице (раньше-то она его с Аустерлицем путала, смех и грех...). Вроде как пребывающие в состоянии отчаяния и смятения накануне краха собственного мира персонажи беспрестанно перебрасываются искусственно, но неискусно, стилистически и грамматически вычурными сентенциями с потугами на афористичность, через них лишний раз бичуя нацистские злодеяния, только кто-то открытым текстом, как Магда Геббельс, а кто-то, наоборот, через циничную иронию, как Мартин Борман, чем сочинение Майкла Ардити (на русский его перевели Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская) сильно смахивает не столько на сравнительно недавний, что такое 15 лет всего, немецкий фильм "Бункер", не великую, но и не позорную картину Оливера Хиршбигеля -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/334051.html

- сколько на соответствующие опереточные эпизоды "Падения Берлина" Михаила Чиаурели, хотя театральное, визуальное, подавно пластическое решение предложено режиссером Дмитрием Крестьянкиным совершенно иного плана.

Ну да зачем ходить за аналогами так далеко и в смежный вид искусства - я бы вспомнил здесь же, в Боярских палатах, и тоже на "Арт-миграции" год назад показанную "Блонди" Дмитрия Богославского в постановке Сергея Чехова из новосибирского Первого театра -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3867533.html

- так даже убогая "Блонди" в сравнении с "Магдой" (кстати, про собаку Гитлера в пьесе Ардити тоже походя упоминают) кажется задним числом сочинением масштабов Стоппарда! Или взять несколько лет назад театром им. Йозефа Бойса в Сахаровском центре представленный проект Георга Жено "Я Анна и Хельга", где главными героинями парадоксально оказались Анна Франк и Хельга Геббельс (последняя - одна из старших дочерей Магды и Йозефа Геббельсов), в художественном плане, допустим, несостоятельный, но концептуально куда более перспективный, неожиданный и осмысленный -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2243647.html

Тогда как "Магда" Ардити - в чистом виде спекуляция на беспроигрышную тему, не провокативная, но сугубо манипулятивная поделка, где готовые заранее выводы (на уровне "гитлер капут" - между прочим бессловесный Гитлер в спектакле Крестьянкина превратился в какое-то ползающее по полу в белой пижаме полуживотное, за исключением разве что эпизода венчания с Евой Браун совершенно жалкое - отождествился с Блонди?..) лишь щедро разжижены дешевой сентиментальщиной (женщины, дети и до кучи собаки, ага) - для православных, наверное, и того довольно, чтоб оскорбиться верующими чувствами, но как в здравом уме подобное можно принять за чистую монету, я не представляю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments