Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Валенсия (2): дворец Сербелло, дом Бенльюре, IVAM, музей пре-истории, дом Бласко Ибаньеса


В районе площади Тетуан много всего сосредоточено, однако церковь Мученика св. Винсента я застал закрытой, а на художественном фонде, специализирующемся по крутым выставкам, не нашел никаких афиш, попал только во дворец Сербелло, королевскую резиденцию 19го века с восстановленными интерьерами, а также библиотекой Серрано Моралеса; на первом этаже собраны какие-то, видимо, уникальные документы, старинные фолианты, в том числе рукописные - но без экскурсии это все бесполезно.

Настоящее и неожиданное открытие ожидало меня далее - совершенно случайно довелось попасть в Госпиталь св. Хуана, о котором нет информации в путеводителях, он даже не отмечен на туристических картах, а место изумительное, больница, насколько я понимаю, действующая, но в церкви при ней (вход бесплатный, туристов нет - откуда бы им узнать? я мимо проходил, увидел...) и изразцовое ретабло 15го века, и, самое главное, позднеготические фрески капеллы Михаила Архангела 13го века частичной сохранности.

Двигался же я в сторону комплекса средневековых, изначально арабских бань, который затерян в переулках - но туристами облюбован; похожие есть во многих испанских городах, но в Жироне, к примеру, я его только со стороны видел, он был закрыт, а тут внутри целое мультимедийное шоу разыгрывается; при этом, насколько я понял, по прямому назначению бани использовались и в 20-м веке, а музейная реконструкция "вернула" им утраченный за века арабский колорит; получился музейный спа-центр - с индивидуальными кабинками, общей "сауной", все иллюстрируется видеофильмами доходчиво.

Музей процессии Корпус Кристи в Каса дель Рокас в средневековой постройке с подобием фахферка на верху фасада (вход с переулка) тоже порадовал больше, чем можно рассчитывать: предназначенные для праздника циклопические куклы и гигантские под них повозки смотрятся эффектно - жаль что часть музея закрыта для обзора, но и то, что доступно, поражает. Повозки разных форм и каждая на свой лад аллегорична. Есть тележки-драконы, а есть... в виде черепахи - сразу вспомнился "Влюбленный дьявол" Тителя-Арефьева, где герои едут на черепахе - и они ведь в Испанию путешествуют, случайное ли совпадение?.. В музее нашелся даже буклетик на русском, фильм о процессии без перевода понятен, экспонируются "момы" (воплощения семи пороков) и необычайно ценный документ - 31-метровый свиток с акварельными иллюстрациями, типа "методички" 19го века, памятки о проведении шествия.

Неподалеку Дом Бенльюре - известной валенсийской арт-династии, представители которой в музее изящных искусств проходят по разряду "Соролья и его эпоха", а здесь демонстрируются во всей красе. Хосе Бенльюре Хиль - глава семьи, его сыновья - скульптор Мариано Бенльюре и рано умерший художник Хосе Бенльюре Ортис по кличке «Пеппино» (“Peppino”). Творчество отца - между академизмом и модерном (на ум приходят В.Маковский, Можейко... - в каждой национальной традиции найдутся живописцы аналогичного плана, Ортис-Пеппино уже пост-импрессионист. Помимо богатой художественной коллекции в доме сохранена мемориальная обстановка, в помещении мастерской - через садик - экспонируются вещи, которые собирали хозяева, а садик (с фонтаном, с кухонкой в углу) сам по себе чудесный, я бы дольше посидел в нем, но музей закрывался сообразно испанским порядкам на обед.

IVAM - один из многих, но вероятно центральный музей современного искусства Валенсии. Готов был мимо проскочить, но будто сами двери передо мной отворились - а музей небезынтересный. Половину первого этажа заняла выставка живописи Фернана Леже, с полдюжины залов, я столько Леже видел только раз несколько лет назад в Филадельфии, но в тамошней файн-арт академии делали крупную, концептуальную ретроспективу на тему "Модернистское искусство и Метрополис" с творчеством Леже в фокусе -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2679875.html

- а здесь минимум антуража (хотя затесалось одно полотно Ле Корбюзье 1932 года и еще кой-что по мелочи), прежде всего картины, не самого любимого моего художника, но тем не менее увлекательно: ранний кубизм, поворот к сюрреализму в 1930-е, позднее монументально-мифологические мотивы в сочетании с камерным лиризмом портретов и натюрмортов, иллюстрации к книге "Новые путешествия", превосходные листы из альбома "Цирк", 1950. Отдельный зал посвящен выставке 1937 года в Париже, где русский и нацистский павильоны наглядно демонстрируют единство и борьбу идеологий.

Хороша и на правах постоянной экспозиции сформированная выставка Хулио Гонзалеса, уроженца Барселоны, умершего в Париже в 1942-м: художника, скульптора, дизайнера. Живопись у Гонзалеса, положим, так себе, скульптура гораздо лучше и разнообразнее, прослежены все этапы от ученических штудий в духе романтизма, через увлечение кубизмом и примитивом к абстракции, а на поздних этапах возвращение к фигуративности и даже склонность к плакатности (агитировал он, понятно, за республику, иначе бы его сейчас не выставляли - образ страдающей матери в рисунках конца 1930-х надо именно так понимать). Чудесная графика и бронза 1900-х - хотя прославился он более зрелыми, жесткими и полуабстрактными композициями.

Еще одного местного художника ретроспектива (со странным именем Эквипо Кронико, если я правильно уловил) - крикливо-яркая левацкая хрень, его же работы открывают и постоянную экспозицию, но там скорее обратишь внимание на серию акварелей Раушенберга 1969 года или на Зорана Музича (его большую персональную выставку я застал прошлой весной в венском Леопольде), на узнаваемого сходу Баскию (он сейчас из фонда Луи-Вюиттона в ГМИИ гостит), для количества имеется Сидни Шерман и вся такая шушера, много фотохудожеств с обнаженкой и травестией (иногда занятных, чаще не очень), ну и наконец двухэтажная (!) мультимедийная концептуальная инсталляция Лары Альмаркеджи (?) "Минеральные права" (!?!), где внизу насыпана куча земли, а вернее, вулканического пепла, наверху же демонстрируются пейзажные слайды.

Решил, что с музеями покончены счеты на текущий день - да где там, не прошел мимо Музея пре-истории Валенсии, совмещенного с музеем Этнологии, но этнологический - на мое счастье!.. - закрыт, в пре-истории все как обычно, черепки да кости, основная экспозиция делится на романскую (совсем дежурную) и иберийскую (поэксклюзивнее, но тоже не ахти); и три выставки, из которых одна - "галайкос" - я не понял, чему посвящена, черепки вроде такие же, как везде; вторая - фотографии; а третья любопытная - про эпоху Франко, против затеи напоминающая, что жизнь при Франко не закончилась, а скорее даже наоборот. Я только в военном музее Ла-Коруньи видел экспозицию с парадным портретом генералиссимуса - в основном память о нем вычищается, а тут вроде и "от противного", но возвращается; в витрине среди прочего - брошюра "Франко и церковь" - наверняка с намеком, что клирики заодно с фашистами... ну да бог простит.

Вернулся я к центру, дело к вечеру, но ударила мне в голову мысль добраться до музея Бласко Ибаньеса. В офисе туристической информации сказали - сесть на 19-й автобус. Я сел, полтора евро заплатил... - хорошо что следил по карте, понял, что от порта автобус не туда поворачивает, спрашиваю водителя - оказывается, давно поменяли маршрут, а консультанты не в курсе! Не платить же снова - проездной я не покупал... И через порт вдоль пляжа Кабаньос пешком по жаре отмахал... Добро б писателя знал - услышал о нем впервые, приехав в Валенсию... И Каса Ибаньес - не мемориальный музей, а тривиальная литературная экспозиция, пускай и с немалым количеством подлинных вещей, начиная с письменного стола, заканчивая гравюрами, которые Винсенте Бласко Ибаньес коллекционировал. Умер он в Ментоне в 1928-м, а в 1933-м его прах перевезли в Валенсию, в 1997-м открыли музей... Портреты, издания, кадры из экранизаций... Безусловно, дом, точнее, вилла (модерновая, но не каталонская, а "венская") симпатичен с фасада, внутри любопытные иллюстрации к самому известному (почитать, что ли...) роману Ибаньеса "Семь всадников апокалипсиса"... Но стоило ли перенапрягаться ради этого, чтоб к семи вечера очутиться на самом дальнем углу валенсийского городского пляжа?

Променад на закате и сразу после, что и говорить, приятнее, чем в пекло, но ненамного интереснее, хотя здания района Кабаньяс попадаются милые, например, комплекс госпиталя Мальва-Роза (возле него теперь, не доезжая до Ибаньеса, разворачивается 19-й автобус, а к Ибаньесу идет 32-й... знать бы заранее!). И уголок внутренней бухты старого порта - с офисом (часы с башенкой), старым доком (превращенным в общественной пространство - катаются на роликах), монументом "The Paloma Hat" работы Маноло Вальдоса (гигантская шляпа колышется на голове с едва намеченными чертами женского лица), все это к вечеру расслабляет... но не меня!

А я поперся в Городок искусств и наук смотреть на Калатраву - рассудив, что в ночи оно живописнее. Да решил срезать путь - по карте выходило, что краем скорее доберусь, мимо пустыря шел впотьмах, пока не уткнулся в тупик, где только пара местных наркош занимались своими делами и заехавшие двое велосипедистов-интуристов пребывали в таком же, как я, недоумении, при том что продвинутые и пользуются интернет-навигаторами. Доделав свои дела, наркоши из машины послали нас на известном им языке в пизду, к чему, надо признать, имели основания - а велосипедисты намылились ехать назад, но я бы назад не знаю как дошел, если б они не обнаружили дыру в заборе... Опять же - где гарантия, что с другой стороны пустыря есть выход, а не еще один глухой забор? Договорились, что они поедут, а я за ними догляжу, не вернуться - пойду тем же путем... Смотрю - вроде выехали на трассу, ну и я вышел - однако ж погулял... И вот, разжившись в супермаркете химической бормотухой, добрался до Калатравы.

На открытках эти марсианские сараи много выигрывают - а вблизи без слез не взглянешь, особенно на пустующую и плохо подсвеченную Агору: миллиард потратили на проект - самое время экономить на электричестве! В Сантьяго-де-Компостела собирались на горе возвести похожий "город галисийской культуры", но там из-за недофинансирования стройку законсервировали и она превратилась в помойку, где я в позапрошлом году провел незабываемый вечер, при том что вскарабкаться куда намного труднее, чем доползти пускай и пешком через пустыри до Городка искусств и наук:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3401822.html

Бассейны рядом с Музеем науки лишены бортиков, наступить впотьмах в воду ничего не стоит - утонешь вряд ли, а намокнешь однозначно. Какой-то народ молодежный здесь кучкуется (с киносеанса, что ли, вывалилась небольшая толпа), но на притягательное место непохоже. И ладно бы для общего впечатления от Валенсии посмотреть - конечно, необходимо - но знал бы я, такими невероятными усилиями добравшись до Калатравы с его вычурным изъебством (а уж как я дополз до койки после него...), что каждый из последующих двух дней мне предстоит очутиться здесь опять, и все ножками, ножками!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments