Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Барселона (1): Каса Висенс


Прошлый раз, проходя по верхней части пассажа Грасиа по направлению к перекрестку с Диагональю, я попал в карнавальное шествие по случаю очень важного для местных жителей Богородичного празднества - с куклами, пиротехникой, барабанным боем и прочими радостями народных гуляний, которые меня мало прельщают, так что отвлекаясь на шум и толпу, окрестности не рассмотрел. А во всех предыдущих случаях эту часть проезжал только на автобусе - и подавно немного увидишь из окошка. Между тем в отсутствии ярковыраженных архитектурных шедевров ансамбль обсаженной каштанами улицы весьма живописен, а главное, в отличие от усеянной и засиженной туристами нижней части пассажа (между Педрерой и Батльо), здесь пеших приезжих, а подавно иностранных, мало, и движение из-за двухполосной односторонней дороги со светофорами через каждые 50 метров не самое оживленное - то есть вверх я вскарабкался без особого напряга, даже с некоторым энтузиазмом. Тем более что у меня была конкретная цель - как, впрочем, и ранее, только два года назад первая заказная постройка Гауди в Барселоне, Дом Висенс, был еще закрыт на ремонт, а теперь он новенький с иголочки и принимает посетителей. На всякий случай я послал в музей уточняющий запрос - и оперативно получил ответ с любезным приглашением, чем сразу же по приезде воспользовался.

Конечно, после всех пережитых реконструкций памятник, открывшийся для посетителей меньше двух лет назад, выглядит сейчас чересчур новым, слишком уж "с иголочки". К тому же вместо милого садика во дворе предлагается лишь крошечная, занятая под кафе, бетонированная территория, над которой нависают (и добавляют впечатлений не только зрению, но и обонянию) мокрые простыни, полотенца и портки с балконов зажавших исторический шедевр жилых домов, мягко говоря, архитектурной ценности не представляющих. В связи с утратой части владений пострадал и оригинальный вид дома со двора - прежде всего фонтан на террасе, он очень милый, но не подлинный и даже не с оглядкой на исходный проект выполненный, наверняка нарочно: раз уж нельзя восстановить потерю - незачем фейки плодить, разумно.

Зато идеи раннего Гауди можно оценить в сравнении с неподалеку расположенными хрестоматийными его творениями - геометрия здесь строгая, не "природная", а пока что "математическая", "классическая", с уклоном немножко в готику, а больше в мавританские дела. Но уже имеют место и эркеры, декорированные причудливыми орнаментами, изразцами (считается, что владелец так заодно и собственную продукцию рекламировал - показывал товар лицом, так сказать), кованым металлом, в котором более всего будущий стиль Гауди опознается (правда, голожопые амурчики, свисающие с эркерных карнизов во все стороны, затесались из какой-то другой эстетики... - ну да своя у Гауди к тому моменту еще лишь начинала формироваться), и круглые башенки, не повторяющие друг друга конфигурацией, выложенные эмалевыми пластинами поверх красного кирпича (хотя красный кирпич ассоциируется скорее с моим любимым Думенеком, нежели с Гауди!), смотрятся эффектно. Не в пример тоже недавно открытому (но он уже и в прошлый мой приезд работал) Дому с шипами Пуч-и-Кадафалка, у Каса Висенс гид на русском пока не завели, из пяти доступных языков английский предпочтительнее.

Внутри изумительная отделка потолков - "флористическими" элементами, свисающими из-под сводов и балок: распластанные листья, распускающиеся соцветия, поспевающие гроздья винограда... Росписи стен, наоборот - с мотивами из животного мира, точнее, птичьего. Меблировки минимум - только та, что определяет конфигурацию интерьера, вписанная в ниши или пристроенная к стенам. Вот живопись, признаться... сомнительная, и я бы даже сказал, неуместная, особенно крупного формата полотна. Зато как и в более позднем дворце Гуэля, тут у Гауди пышно украшена даже ванная, даже уборная (держалка для туалетной бумаги в стиле модерн, ха-ха!), что уж говорить про столовую или курительную! Часть помещений демонстрируют "голую" архитектуру, без декора, и наполнены экспозициями историко-просветительского толка: крутят фильм про то, как строилась Барселона, выставляют макеты модернистских построек архитекторов австро-немецких и британских, проекты самого Гауди, в том числе и Каса Висенс, каким он задумывался - целым архитектурным комплексом, да он и был возведен, но после продажи вдовой заказчика от него уцелел едва-едва главный дом.

Конечно, посетителям дают выйти на крышу, хотя там не разгуляешься, черепичные скаты, понятно, за оградой, а остальное пространство тесновато, но и желающих немного - мне казалось, что башенки Гауди не просто для красоты устроены, он таким причудливым образом украшал печные трубы - но то ли здесь их функция сугубо декоративная, то ли от труб за ненадобностью отказались от реконструкции, а башенки (в Доме с шипами, кстати, так же) превратились в маленькие терраски, куда, правда, вход запрещен.

Осознав еще по дороге к Каса Висенс, что район Грасиа у меня остался за столько посещений Барселоны практически неисследованным, углубился в него - улицы так себе, по крайней мере днем, но интуристы из центра сюда не добираются, колбасятся местные либо испанцы из других провинций, редко еще какие-нибудь европейцы, китайцев и русских не наблюдал. Но не столько отдельные постройки, сколько как ансамбли все равно любопытно и с архитектурной точки зрения, а главное тут - площади, у каждой свое "лицо", своя "фишка", на пл. Диамант, к примеру - скульптурная аллегория театра (или чего-то в этом роде комедиантского, с пробивающейся сквозь плоскость фигурой... похоже недавно установлена); на пл. Соль - крыша парковки, в Гражданскую войну прикрывавшая бомбоубежище; а на пл. Вила-де-Грасиа - посередке откуда ни возьмись высоченная колокольня с часами и кованым куполом, видно что подновленная, но в основе, наверное, старинная. Занятный, колоритный райончик, и сильно политизированный (сравним по этой части разве что с Барселонеттой): с окон и балконов свисают флаги черные анархистские, красные с серпом и молотом коммунистические, но больше всего сепаратистские каталонские, и призывы к освобождению политических заключенных (вероятно, как раз сепаратистов, затевавших отделение Каталонии). Кроме того, обратная сторона колорита - некоторая затхлость райончика, и метафорическая, и буквальная, дети срут прямо под деревья (надо отдать родителям, они за ними, как за собаками, убирают, какашку в бумажку, бумажку в урну - а сбор мусора раздельный!), и мухи злоебучие донимают, ближе к морю мух меньше.

Так двигаясь обратно в сторону Барселонетты параллельными тропами и неспешным шагом (точнее, ползком), заново оглядывал фасады шедевров модернизма, внутри которых посчастливилось побывать два года назад, когда меня снабдили в туристическом офисе памяткой о днях и часах посещений некоторых мест, которые вообще не музеи и обычно закрыты, но с некоторых пор открываются раз в неделю для групповых экскурсий. Бумажку ту я, увы, посеял где-то, но прежде успел воспользоваться ею - да все равно информация там оказалась не вполне достоверная, и приходил я в неурочные часы, но меня (очевидно из жалости, по немощи моей) пускали одного вне расписания и даже бесплатно, хотя вообще это недешевое эксклюзивное удовольствие, еще и по предварительной записи. Так я увидел несколько интерьерных памятников, куда рядовые туристы обычно не попадают, ну если только не фанатично будут стремиться. Однако помимо этих в Эщампле, куда я дополз, полно всяких удивительных строений.

Вспомнил, что в самый первый свой приезд проходил мимо дворца Мунтане, еще ничего не понимая, не сумев оценить по достоинству (и темно уже тогда было) - сейчас целенаправленно у него притормозил, пускай в здании учреждение государственное и вооруженный полицейский на запертых воротах, а ворота высокие и фасад удается рассмотреть лишь с противоположной стороны улицы (о том, что попасть внутрь, и речи нет! если только по каким особым дням "культурного наследия", и не не факт) - но какая изысканная роскошь, фасад расписной, крыльцо... ну слов нет! Для родного дядюшки архитектор выстроил. Чуть в сторону пассажа Св.Жоана (где мне в прошлый раз пришлось пошарахаться туда-сюда, со второй попытки оказавшись в прекрасных библиотечных интерьерах) - здание консерватории и прямо рядом с ним тоже модерновый, ажурно-металлический рынок Консепсио (ему уже 130 лет!), а незадолго до перекрестка, за которым консерватория стоит - умопомрачительный цветочный рынок (он захватывает не архитектурой, а собственно дивным разнообразием товара). Наконец, по той же улице Валенсии не доходя всего квартал до Сент Жоана - ни на что не похожий Дом Льопис-Буфиль (боюсь, неправильно выписал... надо бы свериться с источниками): по модерновому фасаду - вертикали стеклянных прямоугольных балконов, похожие характерны не для средиземноморских, а для приатлантических испанских городов, но там они и смотрятся естественно (в Ла-Корунье или в Кадисе), а в Барселоне это нечто уникальное и все-таки парадоксально сочетается с местными модернистскими откровениями.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments