Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

человек в интерьере: "Улетающий Монахов" А.Битова в МТЮЗе, реж. Сергей Аронин

У меня под рукой книжка карманного формата - роман Андрея Битова "Улетающий Монахов", который я прочел около пятнадцати лет назад:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/29455.html

С тех пор дальше в освоении прозы Битова - писатель, успевший посмотреть премьеру спектакля в МТЮЗе, уже, к сожалению, отошел в мир иной - я не продвинулся. А вот Сергей Аронин работает с творчеством Битова последовательно, начиная еще с времен студенческих, и как ни странно, дипломный спектакль "Пушкинский дом" в ГИТИСе я тоже в свое время видел, правда, каюсь, не проникся и ограничился двумя частями из трех:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1666827.html

Потом "под крышей" театра им. Моссовета уже как режиссер Сергей Аронин поставил фрагмент из Битова ("Человек в пейзаже") в качестве одного из актов диптиха "Эстеты":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3171855.html

"Улетающий Монахов", стало быть - за относительно сжатый период третий его опыт работы с прозой Битова... Уже полтора года идущий в репертуаре МТЮЗа, а я до него лишь теперь добрался. Такое пристрастие, наверное, о чем-то говорит. Перечитывать ни к спектаклю, ни после него сам роман я уже не стал, но взяв книжку в руки и полистав, припомнил, что жанр "Монахова" обозначается как "роман-пунктир", а о заглавном персонаже автор говорит как о "скомпрометированном" герое.

Мне, при том что спектакль динамичный, увлекательный, отнюдь не "пунктирный", а напротив, куда как складный, хорошо смотрится и т.п., не показалось, что режиссер, который к тому же заглавную роль исполняет сам (а как ни по-разному я в различных случаях воспринимал постановки Аронина-режиссера, но актер Аронин просто отличный, в чем безусловно убеждает, например, его участие в "СЛОНе" Генриетты Яновской), готов от битовского Монахова дистанцироваться, как к тому стремился автор, безусловно, многое от себя также в него вкладывая. Время действие хоть и "пунктирно", однако ж несколько десятилетий охватывает, и герой в его метаниях с возрастом меняется... меняется и авторское к нему отношение - у Аронина изменения касаются скорее внешнего вида и поведения, но по сути (может я неправ, невнимателен) он остается лирическим, даже романтическим героем в вечном поиске недостижимого идеала.

Логично, хотя и несколько предсказуемо (зато и символично, и вместе с тем функционально), что возлюбленную с тургеневским именем Ася, чувства к которой Алексей Монахов пронес через годы с школьного возраста, в разных эпизодах воплощают разные актрисы, и они же берут на себя все другие женские образы, кроме матери Алексея. Женщина-возлюбленная, "этот смутный объект желания" (почти не сомневаюсь, что для Сергея Аронина аллюзия на последний фильм Луиса Бунюэля неслучайна) может казаться со стороны более или менее обаятельной, милым или, наоборот, смехотворной, а то и отталкивающей, но неизменно через всю композицию проходит, укрупняясь до эмблематичного, женщина-мать, чье место в драматургии спектакля и по объему несравнимо с романным, а по значению подавно.

Постановка стилистически не обходится без эксплуатации расхожих дельартовых приемов (вплоть до травестишных, когда колоритный Сергей Погосян моментами изображает бабку-соседку); и смена актрисы в роли одной и той же героини от эпизода к эпизоду, а с другой стороны, те же самые актрисы, обозначающие сразу нескольких разнотипажных подруг Монахова - из того же режиссерского ассортимента. На листах "крафтовой" бумаги нарисованные (следуя за книжными подзаголовками, за единственным финальным исключением) названия сцен, стремянка, и наконец, наличие в спектакле фигуры Автора (в очередь за него выступают Эльдар Калимулин и Илья Смирнов, наверное, Калимулин, который сейчас уверенно выходит в звезды, тоже интересен, но Илья Смирнов меня уже не впервые потряс точностью и интонаций, и жестов) - ничего по части формы особенно хитрого не предлагается.

Неожиданность подстерегает в другом: мать, которую играет Оксана Лагутина, не только за счет глубины и объема, привнесенного в роль актрисой, но и композиционно, концептуально к финалу выходит на первый план, не то что вбирая в себя остальные женские ипостаси, но прям-таки вытесняя их. По сюжету это даже отчасти объяснимо, оправданно - герой случайно узнает, что его "вечной невесты" больше нет в живых. Вместе с тем это, пожалуй, уже очень далеко от оригинального битовского замысла... Но тем интереснее - Аронин рассказывает, опираясь на Битова, свою историю. В чем-то на мой вкус спрямленную и наивным символизмом перегруженную (ну или просто я два дня подряд смотрел спектакли, так или иначе отсылающие к "матери скорбящей"... - накануне ходил в театр им. Маяковского на "Московский хор" Никиты Кобелева, там аналогичные мотивы подаются совсем уж в лоб, у Сергея Аронина все-таки деликатнее) - зато, видимо, режиссера всерьез волнующую.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments