Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

поел на экю - погулял на мильон: "Мушкетеры. 40 лет спустя" в "Царицыно"

Хотя я трехсерийный фильм про мушкетеров, конечно, знал с детства хорошо - куда было деваться, его по телевизору показывали, а других форм досуга тогда не предполагалось и все смотрели одно и то же - эта вариация позднезастойной еврейско-интеллигентской романтической героики с фигой в кармане на меня серьезного воздействия не оказала, к тому же и Михаил Боярский уже тогда у меня вызывал почти такое же отторжение, как сейчас его дочка. Может еще и в силу возраста - субкультура моих ровесников формировалась все-таки на в те же самые годы выходивших, но рассчитанных на аудиторию помладше "Электронике" и, чуть позднее, "Гостье из будущего". Поэтому если б со сцены доносилось "а нам говорят, что катет короче гипотенузы, а я говорю вам - хватит, устал я от этой обузы" или "слышу голос и спешу на зов скорее по дороге, на которой нет следа", откликнулся бы иначе, нежели на "пора-пора...", "лило-лила" и прочее "пуркуа па". Но нельзя не отдать должное - концерт, завершавший вечер (точнее, предшествовавший кинопоказу всех серий фильма в открытом кинотеатре на лужайке - но с трудом представляю, кто там после концерта остался смотреть фильм, хотя бы и первую серию только), удался, при том что Мария Селезнева и Елена Махова, солистки коллектива Gramophonics исполнили далеко не все даже навскидку памятные песенки - не досталось ни куплетов де Тревиля, ни "Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс...", тем не менее на вполне полноценную для паркового опен-эйра программу хватило репертуара.

По обыкновению, сегодня принятому (и у музыкантов "Гоголь-центра" в частности) старые шлягеры в современной аранжировке "утяжеляются" и замедляются, либо "разжижаясь" до блюза, либо приобретая сходство с "реквиемом" своего рода (не трагического, впрочем, а ностальгического характера, в духе "как молоды мы были", при том что молоды были даже не мы...). Что еще удивительно - организация: никаких железных барьеров, ментовских толп, рамок и потрошения сумок - ну прям как будто в цивилизованной стране!.. Иллюзия цивилизации - самое серьезное и опасное искушение подобных мероприятий, и хотя вот такие, в качестве альтернативы сверху организованные "народные гуляния" (стоит также помнить, что "Царицыно" еще при бывшем градоначальнике окончательно "похорошело" и превратилось из более-менее аутентичного архитектурного заповедника в новодельное подобие диснейленда а ля рюс - а впрочем, у клопа пуркуа па?.. благоустройству, правда, не видно конца - землечерпалки на пруду, новособянинская плитка на дорожках, все чин чинарем) ничего в себе ужасного сами по себе не несут, но свое, вполне определенное место в общем ряду событий занимают. Что еще заметнее, когда "праздник" тематически привязывается к таким сюжетам, как "Д'Артаньян и три мушкетера".

Я бы ради концерта вряд ли пошел туда, где заведомо чувствовал бы себя лишним - к тому же за последнее время после долгого перерыва, так совпало, для меня это было уже второе посещение "Царицына" (я успел посмотреть выставки, теперь закрывшиеся). Однако мое внимание привлек перформанс "Мушкетеры. Монтаж" в честь 40-летия фильма Юнгвальд-Хилькевича, поставленный Филиппом Григорьяном с актерами "Мастерской Брусникина", "Гоголь-центра" и другими. Чего я не знал заранее - так это что автором сценария выступил еще один небезызвестный товарищ - Печейкин Валерочка, тот еще мушкетер! В массе же своей публика собралась парковая, отдыхающая, выходная и в лучшем случае знающая про фильм (и то, как показал опыт, не всегда...), но едва ли слыхавшая про Григорьяна с Печейкиным и "брусникинцев", за исключением отдельных представительниц театрального полусвета, то есть, аудитория собралась преимущественно сторонняя, на нее, собственно, и рассчитывали.

И вот этой публике, по 40 человек из длиннющей очереди (регистрировали щедро, пускали скупо), в рамках перформанса рассказали в формате кратного ликбеза посреди т.н. Екатерининского зала Большого царицынского дворца предысторию съемок фильма, а потом интерактивно поимпровизировали на тему отдельных эпизодов. Как ни странно, ликбез, на мой вкус, удался с точки зрения театральной пожалуй что лучше - во всяком случае мент с мегафоном получился весьма органичным в качестве распорядителя на площадке, Василий Михайлов не впервые (начиная еще с "Второго видения" Диденко задолго до выпуска из Школы-студии МХАТ!) примерил на себя роль лектора, а Игорь Титов (накануне отметивший д.р.) в парике с накладными усами обернулся скорее пародийным, чем мемориальным "боярским дартаньяном". Собравшимся в форме, сколь возможно приближенной к игровой, поведали, что пьесу изначально для театра по мотивам романа Дюма написал Марк Розовский и тогдашний директор театра на Малой Бронной (которого даже я еще застал при должности, страшно сказать) Илья Коган сходу подписал договор; что на Д'Артаньяна прочили Абдулова, а Боярского на Рошфора ну и тому подобные расхожие сведения. По примеру старших товарищей драматург старался прикрыть пафосом сарказм, поставив в один событийный ряд отправление Гречко на орбиту и Ростроповича за границу, чем напомнил что великое кино рождается только в великой стране - получилось невнятно и сарказма целевая аудитория не восприняла.

Затем на противоположной стороне декорации разыграли "съемочный процесс" с привлечением зрительниц на образы соответственно Констанции, Королевы и Миледи. Королева нашлась гиперактивная, возрастная, а девица, определенная в Констанции, провалилась - выяснилось, что она почти не читает по-русски... Тут же надо было не просто читать, а буквально петь с листа: куплеты про кардинала все тот же Валерочка, отныне взявшийся до кучи рифмовать (бульон и ОМОН, ага.. - его стихам как драгоценным винам!), сочинил по аналогии с оригинальными собственные куплеты, вложив в них весь свой - ну сколько нашлось... - дар сатирика и острое чутье на болезненные темы современности. Когда мы с Валерочкой выходили из Большого дворца по направлению к Хлебному дому, он мне успел рассказать, что на репетиции за Миледи выступил самолично - я бы, несомненно, предпочел увидеть и услышать этот вариант, чем когда за девушку-рыбу сатиру на себя поет сам кардинал (в лице опять-таки Василия Михайлова), хотя так даже символичнее и злободневнее: власть как единственный сатирик!

В Хлебном доме развернулась кардинальская дискотека - пространство "органного" зала наполнили гуляющие с дитями (на перформанс малолеток старались не пускать, хотя устоять перед напором матерей будущих защитников православной отчизны юные волонтеры не могли, но здесь детсад развернулся в законе), ряженые в красных мантиях за ди-джейских пультом и на подиуме гоу-гоу заводили плясунов, и хотя, казалось бы, гвардейцы кардинала - заклятые враги мушкетерам, под плохо опознаваемое диско-ретро, значит, без разницы в какого цвета мантии колбаситься, все равно "наши победили".

Вот и получилось против ожидания, что (пусть я не согласен с самоуничижительной оценкой Филиппа, которую он на бегу присвоил своему опусу - в конце концов могло быть хуже... и я к худшему готовился) в плане творческом, художественном концерт на лужайке все остальные составляющие затеи перебил. Но так или иначе гуляние-то состоялось - да, под вывеской департамента и "Москино", и новые "фиги в кармане" пока что не созрели, а старые уже протухли. Кто-то скажет - ах, ну как же, когда твой друг в крови... Но я, глядя на сопровождавшие концерт фрагменты телефильма, припоминал, что некоторые из его локаций воочию наблюдал всего лишь три года назад, оказавшись - невероятно, самому уже не верится - во Львове, где снимали значительную часть натурных эпизодов "Д'Артаньяна и трех мушкетеров", да аккурат на годовщину 25-летия провозглашения независимости Украины:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2016/08/28/

Так что при всем желании ограничиться московской "местечковой" повесткой (даже с учетом того, что на следующий день после очередного подаренного москвичам и гостям столицы праздника истории и искусства в музейном парке моя престарелая мама всего-то рядом с домом, споткнувшись о недоуложеный бордюрный камень, разбилась в кровь, лишилась передних зубов и даже не знает, как и кого за такое благоустройство, пока еще жива, благодарить...) не получается, а посмотришь шире - чего уж размениваться, а ля гер ком а ля гер: и мы горды, и враг наш горд.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments