Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Сады серебряного века" в "Царицыно"

Я застал парк "Царицыно" еще вожделенным для арх-фашистов "московским Колизеем" - в руинах недостроенного ансамбля 18го века, с невычищеными водоемами и полузаросшими тропинками, что смотрелось, конечно, по-своему живописно, однако мало располагало возвращаться туда снова и снова. Впрочем, и сразу после т.н. "реконструкции" побывал всего раз, по служебной надобности - писал в газету о новом "месте для прогулок", решил сам сходить, чтоб не опираться полностью на официальный пресс-релиз (а чужим неформальным отзывом тогда за отсутствием нынешних соцсетей и взяться неоткуда было) - получается, лет пятнадцать прошло.

Сейчас вернулся не гулять, а целенаправленно на выставки, и прежде всего на "Сады серебряного века" - но музейный комплекс располагается в центре парковой территории, и пока дойдешь до него от входа, успеешь непременно оценить "благоустройство" уже свежее, дорожки выложены "новособянинкой", а в прудах техника что-то мутит, вычерпывает, половина их поверхности затянута земляной жижей. Что не мешает толкотне и туземцев с колясками, и наплыву туристов, преимущественно азиатских, хотя попадаются и другие.

Все это не отменяет так или иначе факта, что "Сады серебряного века" - удавшийся выставочный проект, среди аналогичных (художественных экспозиций) много выигрывающий по отношению даже к тому, что предлагала с начала года Третьяковская галерея, не говоря уже о совсем неуклонно в маразм впадающем ГМИИ. При неизбежных отдельных минусах - не самой удобной развеске, вынужденно скупом (ради сохранности произведений) освещении, некоторое тесноте залов (правда, я ходил в бесплатный день, обычно может попросторнее ощущается) - выставка и концептуально продумана толкова, и, что для меня всегда принципиально и приоритетно, включает в себя массу эксклюзивных предметов отменного качества, большинство из которых пусть и взяты из крупнейших собраний (опять-таки ГТГ и ГРМ, также Бахрушинский, СПб-ский музей театрального и музыкального искусства, ГИМ, Музей современной истории, провинциальные - Новгород, Саратов, Самара и др., плюс щедро поделились частники), но не из их постоянных экспозиций, а из фондов, из запасников.

Положим, маршрутная "драматургия" выставки в известной мере надуманная - начиная с раздела "Дорога в сад" и далее "Сад мечты", "Сад памяти" и т.п., иногда трудно отделаться от подозрений, что предметы, доступные кураторам, подверстывались под тематику разделов в тех или иных случаях более-менее произвольно. И все равно уровень представленных вещей таков, что захватывает сразу, с первого зала. Причем необязательно это произведения именитых художников - хотя таковых немало. Имя живописца Гавриила Горелова (1890-1966) явно не самая громкое, но встречающее посетителей у входа его символистское полотно "Элегия Надсона", 1911 (из ГРМ приехало) задает, по-моему, очень верный настрой на дальнейший осмотр, лишь отчасти (и в минимальной степени) умилительный - хотя все равно тетки тычут своих мужиков с воплем "смотри красота какая!" - а прежде всего наводит на мысли о тленности всего живого, тем более всего прекрасного, цветущего: на холсте - не просто сад, но, если приглядеться, кладбище, и герой (сам ли Надсон, юноша ли, рано умершего поэта начинавшийся?) прислоняется к надгробному монументу, но страдания, горечи, нагнетания трагизма тоже нет, есть смиренная печаль по неизбежному и естественному.

Рядом с "Элегией Надсона" - одно из многочисленных на выставке, обнаруживающихся почти в каждом разделе пейзажных полотен Станислава Жуковского, способных вместе составить отдельную персональную мини-выставку, но здесь иллюстрирующих концептуальные положения кураторов, не всегда убедительно, по правде сказать... но сами по себе картины от этого хуже не становятся. К "Барскому дому в саду", 1910 (ГТГ) это не относится - дорога в сам либо начинается от дома, либо домом заканчивается, вообще это нераздельные образы спутники, сад и дом; к тому же, редкий случай, здесь у Жуковского на холсте - а они обычно безлюдны - очень крупно, на переднем плане, у колоннады крыльца, изображена фигура человека, и даже не обобщенно-абстрактная, а такого вполне узнаваемого именно что "барского" (и портретно почему-то вызывающего ассоциации с Сергеем Дягилевым... может это субъективно) типажа. Вот для чего напротив размещается картинка некоего Клавдия Степанова "В мастерской художника", 1898 (второсортный "салон"...), я не понял. Скромно выглядит этюд Федора Васильева к картине "Эриклик. Фонтан (Крым)", 1872, но "крымские" мотивы, видимо, сегодня обязательные, официально предписанные, далее неожиданно и очень содержательно раскрываются в контексте заданной тематики.

Никогда не слышал раньше, кажется, имени Эмилии Досс - во втором зале ее акварель в стиле модерн "Женщина. Ирисы", 1890е, не теряется даже от соседства с более модными "гербариями" - ни с ярким пейзажем "В утренней росе" Грабаря, 1907 (ГРМ), ни с совершенно замечательными "Гиацинтами" Всеволода Воинова, 1912 (тоже из ГРМ - почему-то я не припоминаю их по выставке "Голубой розы" двухлетней давности в СПб, а они бы ее однозначно украсили), ни с декоративной "флористикой" Врубеля - "Лилия", "Кампанулы". В качестве парных представлены два крупных панно Головина, "Натюрморт. Цветы" и "Натюрморт. Цветы и фарфор", 1912 (оба их Музея-квартиры Исаака Бродского). Слегка теряется здесь пейзаж Сапунова (из собрания Дудакова-Кашуро).

Проходной "Абрамцевский" зал запоминается не столько картинами и графикой, хотя они тоже любопытны - это и акварели Андрея Саввича Мамонтова, и листы Елены Поленовой включая известную "Сказку" (с изображением девушки в лесу), и близкие по технике к Редону небольшого размера символистские картины Александра Киселева "Цветы" и "Могила Андрея Саввича Мамонтова", 1892 - но в первую очередь "мультимедийной реконструкцией" т.н. "кабинета "Теремок" Головина, в утраченном оригинале представленного на выставке 1903 года... почему бы и не реконструкция, почему бы и не мультимедийная... - в формат нынешнего "Царицына" она точно вписывается, а стиль модерн в ней проявлен с максимальной наглядностью

Отдельный и очень важный зал посвящен крымской усадьбе и парку "Кучук-Кой", которую за сто лет эксплуатировали и разорили, отобрав у владельца, сначала русские, а потом и украинские власти довели до ручки, отдав в частное владение... Даже не хочется рассуждать о дальнейшей судьбе усадьбы, но вот экспозиционный раздел впечатляет. Я сравнительно недавно, в позапрошлом году на выставке "Голубой розы" в Михайловском замке -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/568610.html

- открыл для себя художника-символиста Петра Уткина; здесь именно его живописные зарисовки (скрупулезно собранные из фондов ГТГ и ГРМ, Новгородского музея и коллекции Дудакова-Кашуро), в том числе запечатленный интерьер с росписями коллеги-символиста Павла Кузнецова, в основном дают понять, чем был Кучук-Кой и каким он задумывался хозяином Яковом Жуковским, родственником и другом Врубеля - такая садово-парковая и шире, эстетическая, жизнетворческая утопия... По-татарски "кучук-кой" - "маленькая деревня", но усадебный дом выглядит на картинах Уткина совсем не деревенской хижиной, а почти сказочным (может и не грандиозных размеров - но и картинки-то маленькие...) дворцом. Кроме того, в зале находится одна из полуразбитых (а большинство вовсе уничтожены) парковых скульптур "Засыпающий мальчик" работы Александра Матвеева, 1908.

Следующий зал - тоже "архитектурные утопии", но уже Ф.Шехтеля: проекты "павильон в японском стиле" и в "древнеегипетском стиле" на балу в дворянском собрании, 1883, театральный "китайский павильон", 1885, проекты особняков - подборка, допустим, выглядит несколько случайной, но направленности выставки соответствует. Далее еще будет "Ореанда" Штакеншнейдера - проект из архивов ГИМа, 1841, комплекса, сгоревшего в 1881-м; посвященные ему стихи К.Р. и Иннокентия Анненского прилагаются. "В картинном запустеньи сгоревшего дворца..." Наконец, венчает экспозицию еще один курортный мега-проект "Ласпи" Ивана Фомина, 1916.

Помимо еще нескольких отличных пейзажей Жуковского - "Первые предвестники весны", 1910 (ГРМ), "Осень. Веранда", 1911, "Парк осенью (ГРМ), "Лунная ночь зимой" (ГТГ), обнаруживается превосходное полотно Мясоедова "Осенний вид в Крыму", 1884 (и сдается мне что в постоянной экспозиции ГТГ оно обычно отсутствует!), а также два очень хороших пейзажа Берингера "Дом в парке" и "Осень на юге (Дача с верандой", 1912 (ГРМ). Этюды Серова скромнее, но тоже в своем роде восхитительны: "Дом в Абрамцеве", "Зима в Абрамцеве", 1886 (ГТГ). И совершенно замечательный Туржанский - "Старое гнездо", 1910 (ГТГ), имеется в виду, конечно, не птичье гнездо, а дворянское. При этом произведение вообще неведомой лично мне Эльзы Баклунд "Бабушкино платье", ок. 1910 (ГРМ) - лирический женский портрет в интерьере, напоминающий Борисова-Мусатова, нисколько среди громких имен художников не теряется. Борисов-Мусатов тоже в наличии - акварели и небольшой холст "Крыльцо дачи", но в другом тематическом разделе. Как и Добужинский - зимний пейзаж "Петербург", 1907 (ГРМ) и более поздний "Пустырь на Васильевском острове", 1922 (привезли из Самары).

А имена-то все достойные: Александр Бенуа (петергофские, павловские, а также версальские виды), Сергей Виноградов (первосортные работы: "Цветник, 1906, Летом", 1909, "Весна, 1911, все из Русского музея; а также "Солнечный день. Дама у балюстрады", 1908, из ГТГ), Николай Милиоти ("Прогулка", 1910-1920е, из собрания Дудакова-Кашуро, и очень эффектная "Сафо", 1928, из той же частной коллекции), Николай Крымов ("Ночь", 1907, Дудаков-Кашуро), Максимилиан Волошин (крымские акварели - ну так себе...), Константин Горбатов ("На балконе", 1910-е, ГРМ), Борис Кустодиев "Голубой фонтан"), Сергей Чехонин ("Весна, 1915 - из Саратовского музея), снова и снова Александр Головин ("Испанка с букетом", 1910, из ГРМ - правда, мне показалась она не в тему выставки...), опять-таки Уткин, Сапунов, Судейкин. Вместе с тем некоторые художники мне совсем неизвестны - а работы чудесные: Подбельский (не тот большевик, в честь которого до недавнего времени моя станция метро называлась, а Георгий Петрович, его произведения из Самары приехали), Клестов Иван (тоже самарский); трогательный "Портрет жены" А.Савинова (1910-е).

В разделе, посвященном парку как образу театральному, сценическому, где преобладают эскизы к декорациям, занавесам, костюмам для спектаклей, я нашел немало уже виденных ранее вещей, но и они от этого хуже не стали, а какие-то раньше мне не попадались на глаза. Тут и Судейкин с "Композицией по мотивам "Лебединого озера", 1910, и Бакст с разработками костюмов к балету Черепнина "Нарцисс", 1911 (из театрально-музыкального музея СПб), "Орфей и Эвридика" Головина, эскизы Петра Ламбина к спектаклю С.Юшкевича "Король", ок. 1908 (тоже из СПб); "Китеж" Коровина, 1906; "Прелюды Листа", 1907, и "Семь дочерей горного короля", 1912, моего любимого Анисфельда; изумительный "Шарф Коломбины" Гауша, 1915; а еще предметы из театра Гонзаги в Архангельском, знакомые по юбилейной (к 200-летию) выставке в Бахрушинском:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3843714.html

Образцы техники "бромойль" (за разъяснениями скорее в Мультимедиа арт музей... но предметы - из собрания Исторического музея) - фотографии Александра Гринберга, усадебные виды запечатлевшие в 1920-е и художественно, и документально. Ксилографии Остроумовой-Лебедевой "Летний сад зимой", 1902, "Павловск. Турецкая беседка" и др. "Полотняный завод" Н.Гончаровой, 1904 (и это не единственное на выставке произведение, посвященное усадьбе Гончаровых). "Охота" Браиловского, 1907. Из забавных неожиданностей - эскиз А.Бенуа к азбуке "Яблоня. Буква Я", 1904, и рисунок В.Васнецова "Нищий мальчик перед девочкой", 1888 (с сидящим на столбе и как будто смеющимся, непонятно только над кем, надо бедным мальчиком или богатой девочкой, котенком). А также картина Фармаковского "Обожаемая женщина" - аляповатый до пародийности модерн: женское ню с пантерами! Тоже раритет, но не комичный, а трагический - рукопись посвященной усадебной культуре книги А.И.Греча, созданной в 1932-м году на Соловках (а в 1938-м с автором окончательно разобрались).

Даже если такие вещи, как "Натюрморт с женской головкой" Петрова-Водкина, 1921, его же "Розы" или "Подсолнухи" Натана Альтмана, 1910, позднейший пейзаж "Хвалынск. Дома", 1931 опять же Петрова-Водкина и некоторые другие смотрятся притянутыми к "усадьбе" за уши, все равно видеть их приятно, а возможность редкая. Альтман или Бурлюк из преимущественно символистско-модернового окружения выпадают - но тоже не сильно и не страшно. Дополняют антураж предметы декоративно-прикладного искусства из собственных "царицынских" закромов - но пространство не загромождают, хотя отвлекаться на них, по совести сказать, лень.

А мне еще надо было оставить силы на вторую выставку с пугающим названием "Семья - душа России", и было чего опасаться! Открылась она в честь Петра и Февронии (уже закрылась, я один из последних дней функционирования застал). Центр экспозиции еще на что-то похож, хотя вот уж где абсолютно произвольная, надерганная вслепую выборка от икон до Бурлюка, и не скажу на иконы, не вглядывался, а картина "Госпожа Бурлюк в своем саду" (из собрания А.Зарецкого) совсем недавно показывалась на выставке "Жены" в МРИ:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3749259.html

Но все-таки и парные портреты супругов Мазуркиных кисти Тропинина, 1844, и "Свадьба на завтрашней улице" Ю.Пименова, 1962, за последние несколько лет где только не засветившаяся, и "гвоздь" программы, "Портрет Ольги Трубниковой" Серова, 1885, и "Портрет Александры Герасимовой" С.Герасимова, 1913, и какие-то "передвижнического" толка сценки Румянцева, Корнева, и, в конце концов, монументальная композиция Петрова-Водкина "Первая демонстрация. Семья рабочих в I годовщину Октября", 1917 (исключительно православный сюжет, что и говорить! полотно из Музея современной истории России, поди и там его не увидишь...) - это, как ни крути, живопись. Но уж то, что вокруг - сплошное нечитайло.

Добро б еще ржака - увы... откровенного трэша сравнительно немного, правда, он с таким бесстыдством затесался среди немногочисленных шедевров... (надо видеть, какая картинка - еще и с позолотой! - висит между Герасимовым и Серовым! из серии "нарочно не придумаешь"). В основном - убожество, и где-то отчасти даже мастеровитое, вроде бы не совсем позорное, но такое никчемное... И в разных техниках, от условно-импрессионистской ("пластовского" толка) до подзаборного "салона". Ну а на что было рассчитывать? Я интересующие меня вещи из помойной кучи разгреб (ради хорошо знакомых портретов Серова и Бурлюка оно того не стоило - но я же на "Сады серебряного века" пришел, а "душу России" так уж, попутно, краем застал), посетители же, кажется, довольны семейно-православным "традиционным" искусством - тем, что пришло на смену "Садам серебряного века".

Название "Семья - душа России" помимо прочего задает модель жонглирования пустыми, бессодержательными категориями до их абсолютного выхолащивания: то, что раньше составляло предмет литературной игры поэтов (от Хармса до Пригова) сегодня доступно каждому: семья - душа России, Душа - Россия семьи, Россия - семья души и т.п. Но поскольку одна из составляющих проекта - конкурс, в качестве эталона семейно-душевного русского современного искусства по номинации "непрофессионалов" предъявлено гуляющим произведение одного из победителей (цитирую аннотацию: "в состав жюри вошли ведущие художники России: Александр Шилов, Сергей Андрияка, Зураб Церетели, Василий Нестеренко и другие видные деятели культуры..."), некоего Артема Ложкина из Барнаула с многозначительным названием "Единство". На полотне (холст, масло - не то что дерьмо в пузырьке, тут сакральные скрепы) изображены кучно ладони и стопы, буквально "скрещенье рук, скрещенье ног", а помимо судьбы еще и переплетение морщин старческих кистей и младенческих пяточек, прошлого и будущего, поколений уходящих и вновь пришедших. Богатая идея, что и говорить, а назидательность какая, и всякая морщинка - живее всех живых на зависть какому-нибудь Микеланджело Пистолетто или Кристиану Болтански! И главное - позволяет определенный темой выставки категориальный ряд продолжить, прихватив уж заодно и "Сады серебряного века", не пропадать же зря добру: единство - душа семьи; Россия - век единства; семья - серебро, а Россия - золото.

Ну и не проходить же совсем мимо - заглянул на выставку "Екатерининский корпус Монплезира" - где ж ее обустраивать, если уж переносить с места на место, как не в Царицыно, однако что же там случилось такого на месте, раз пришлось всю экспозиционную начинку из Петергофа в Москву транспортировать? Или в Москве представлены реплики, копии, а грубо говоря - фейки? Да вроде нет, аутентичные предметы... Может, из запасников? Либо я плохо искал (не исключаю), либо объяснений по этому поводу не дается.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments