Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

белая сущность с желтыми глазами: "Визит" реж. М.Найт Шьямалан, 2015

После "Шестого чувства" с Шьямаланом носились как с новоявленным гением, ждали от него шедевров, денег давали без счета - но он гнал фуфло раз за разом все более позорное. Наконец перестали ждать и давать - а он взял и выдал чистейшей прелести чистейший образец, причем за три копейки, и насколько я понимаю (никогда не отслеживаю, а тут специально полез глянуть данные) сборы перекрыли расходы больше чем в десять раз! Но я в прокате "Визит" пропустил - не припомню, выходил ли он на экраны... - однако и по телевизору он смотрится превосходно, именно так, как должен выглядеть малобюджетный остроумный триллер: одновременно и страшный умеренно и местами, но вместе с тем немного комичный.

Мало того, насколько я понимаю, "Визит" - чуть ли не единственная в фильмографии Шьямалана история, полностью свободная от фантастического элемента (даже "Таинственный лес", где в итоге дается рациональной объяснение событиям, сохраняет некую "загадочность" до конца), зато не лишенная самоиронии, чего тоже прежде у режиссера отродясь не наблюдалось.

Пятнадцать лет назад, влюбившись в учителя, дочь-выпускница сбежала с ним из родительского дома, вышла замуж, но довольно скоро супруг ее бросил с двумя маленькими детьми. С родителями женщина так и не помирилась, вырастила дочь и сына одна, теперь им 15 и 13 соответственно, девочка увлекается кино, мальчик сочиняет рэп-речитативы про то, какой он крутой чувак, ну ничего необычного. Как вдруг бабушка с дедушкой вспомнили про внуков и пригласили их погостить в дом, куда пятнадцать лет не ступала нога матери. Да мама и не собирается возвращаться в детство - вместо этого отправляется в круиз с очередным ухажером-латиносом, а дети едут к старикам, которых сроду не видали и о которых впервые услыхали только что, одни.

Завязка может показаться слишком надуманной, уязвимой - мать отправила детей одних к родителям, с которыми пятнадцать лет не общалась... Но она если не житейской, то художественной, жанровой логикой оправдывается с лихвой. Шьямалан все-таки, что ни говори, сказочник - другое дело, что до сих пор сказки у него выходили путаными, навороченными, с претензией "я вам сейчас объясню, как надо жить!", и до поры это кого-то даже подкупало (не меня, я почему-то сразу, с "Шестого чувства", Шьямалана невзлюбил, хотя сказки обожаю...). А "Визит" не только сделан на три копейки, но и как три копейки прост - хотя простота его, как ни удивительно, до некоторой степени обманчива.

Бекка и Тайлер вроде бы ладят с "дедой" и "бабой", а их "странности" списывают на возраст, но каждый день, а особенно каждая ночь с понедельника по пятницу преподносит сюрпризы. Бабушка с наступлением вечера превращается чуть ли не в зомби - ползает по полу, царапает стены и двери, себя не помнит. Дедушка, оказывается, страдает... недержанием кала, и прячет использованные подгузники в сарае. А под сараем подземелье, в котором хорошо играть в прятки - но если заиграться, становится жутковато... Плюс к тому дедушка страдает вспышками агрессии, направленной в том числе и на случайных, незнакомых людей. Но до поры к маразматикам юношество все-таки проявляет толерантность - выслушивает дедовы истории о том, как на работе, пока он не стал пенсионером, ему являлась "белая сущность с желтыми глазами", и бабушкины байки про инопланетян... Пока, спрятав камеру в гостиной, дети не наблюдают бабушку, бегающую по дому с кухонным ножом - а она ведь и в их комнату стучалась! "Вечерняя спутанность" - таким возрастным расстройством сознания дедушка объяснял бабушкино поведение, но и прочитав в интернете о симптомах (я думаю, здесь или "трудности перевода", или Шьямалан придумал диагноз? а может и нет...), подростки не успокаиваются

Бекка снимает документальный фильм про детство мамы, так что картина естественным образом стилизована под любительскую съемку и представляет собой типичный образчик "мокьюментари" - дешево, просто, эффективно! - при том в сравнении с каким-нибудь "Паранормальным явлением" эффект достигается не за счет нарочито некачественной картинки, но наоборот, прежде всего, посредством виртуозного, мастерского монтажа, это если говорить о внешнем, визуальном аспекте. Драматургически же события, с арифметической точностью распределенные по дням недели, выстроены и по всем законам жанра, и с расчетом до последнего сохранить нераскрытой интригу, вроде бы, очевидную с самого начала.

Бабушка "случайно" заляпала маслом видеокамеру Беккиного ноутбука, в остальном его не повредив, ну а мобильник на ферме, как всегда в аналогичных ситуациях, само собой не ловит сигнал. Лишь к пятнице, отчистив глазок веб-камеры и случайно направив ее во двор на бабушку с дедушкой при виртуальном общении с мамой (та в круизе уже успела посраться со своим мохнатым латиносом) детишки выясняют то, о чем "проницательный зритель" давно догадался: старики подросткам вовсе не приходится родственниками, это какие-то совершенно чужие, неизвестные люди.

Настоящие родители злопамятной беглянки работают психологами при местной больнице - "надо же, они научились кого-то слушать", ерничает мамаша - и на протяжении недели, что внуки гостят в "родовом гнезде", являются их пациенты с вопросами: где же старики, почему не выходят на работу, в больнице кое-что стряслось... Детей это нимало не смущает, они не только терпят маразматические закидоны патлатой старухи и старого засранца, но и нездоровьем пенсионеров объясняют гостям их затворничество. Чтобы самостоятельно выяснить к концу недели, обнаружив в подвале (куда "дедушка" с "бабушкой" категорически запретили внукам спускаться, мол, там плесень кругом вредная) робы с логотипом окрестной психиатрической лечебницы.

Сказочные архетипы и устойчивые сюжеты, заложенные в сценарий, обнаруживают скрытые параллели с Красной Шапочкой, а пуще того с Гензель и Гретель и т.п. вплоть до того, что "бабушка" дважды за фильм просит "внучку" почистить духовку изнутри, для чего Бекке приходится полностью залезть в "печку"; второй раз старух успевает закрыть заслонку - под предлогом, что надо протереть крышку, правда, быстро ее откроет - но сюжетный мотив считывается однозначно. Более явственно Шьямалан отдает дать традиции собственно американской, в разбросе от Эдгара По до Альфреда Хичкока. Но отсылки к "Психозу", аллюзии на новеллы По или общая установка на эксплуатацию бродячих фольклорных мотивов не превращает "Визит" в переусложненную постмодернистскую сборно-разборную игрушку, не мешает воспринимать происходящее пусть не без иронии, но с некой "верой в предлагаемые обстоятельства"!

Значителен тут конечно вклад актеров и отличный их подбор, в первую очередь, конечно, на роли подростков: Бекку играет Оливия ДеДжонг, Тая - Эд Оксенбульд, последнему сейчас 18, а на момент съемом 15 или даже 14 (его персонажу 13), до этого он ярко засветился в даже не подростковой, а скорее детско-семейной комедии "Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2953681.html

а спустя годы после "Визита" и в любопытном режиссером дебюте Пола Дано "Дикая жизнь":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3916467.html

Здесь его герой (не смазливый красавчик, но обаятельный, подвижный парень, и похоже что более сообразительный, чем его сестра - кстати, с "сестрой", Оливией Де Джонг, у Эда Оксенбульда есть еще один общий фильм сходного жанра, молодежный хоррор "Смотри по сторонам", я его не видел, а надо бы поглядеть) подобно сестре горит творческим энтузиазмом, но он у него уходит преимущественно не в кино (хотя почти сразу Бекка дает Таю аппарат и дальше они снимают "мокьюментари" с двух камер!), а в поэзию, его речевки корявы, но в своем роде забавны, и на финальных титрах (чему предшествует дополнительный титр: "это я включила по просьбе брата") он тоже "начитывает" в каком-то смысле "мораль", вытекающую из пережитого, и задающую дополнительную ироническую дистанцию по отношению к представленным "страшилкам".

Развязка же сойдет дежурная: едва уяснив, что дети оказались в доме с чужими, мама (Кэтрин Хан) вызывает полицию и сама на всех порах мчится к ферме. Тем временем игры стариков (Диана Данаган и
Питер МакРобби - не демоничные зомбо-монстры, но уже при первом же их появлении видно: у них не все ладно, как минимум с головой затруднения - и это правильная жанровая грань) с лже-внуками окончательно выходят из-под контроля и угрожают летальным исходом - "неминуемая" трагедия, впрочем, оборачивается, что и требовалось доказать, фарсом: "дедушка" обмакнул "внучка" в свой использованный подгузник - а у Тая же фобия на микробы, и долго, тяжело ему потом пришлось оттираться.

Собственно, увлечения и комплексы детей, как и то, что мать за пятнадцать лет не помирилась с родителями (оказывается - когда все семейные тайны разгаданы, героиня признается и в этом дочери на камеру - покидая дом она ударила мать, а отец ударил ее) дает основания полагать, что старые психопаты (беглые пациенты психлечебницы, очевидно, угробили своих попечителей, настоящих деда с бабкой героев, но это ладно; важнее, что старуха в свое время утопила двух собственных детей в колодце, а старика погнали с должности за видения "белой сущности с желтыми глазами" и за агрессивно-параноидальные проявления) и творческая молодежь, не говоря уже про несуразную мамашу, друг друга стоят, и хотя одни уже конченые маньяки, а другие только начинающие, неизвестно, что со вторыми будет потом, глядишь еще первых переплюнут! Старость - дело вообще такое... рискованное - если, конечно, до нее дотянуть, а другого способа жить долго не существует.

И еще вопреки обыкновению Шьямалан не мелькает на экране собственной персоной в каком-нибудь эпизоде мимоходом - зато по меньшей мере двое эпизодических персонажей - контролер в транспорте и пришедший проведать психологов клиент - упоминают при виде камеры, что они бывшие актеры, и начинают декламировать шекспировский монолог о том, что "жизнь лишь комедиант на сцене": в другом контексте это сошло бы за некую "претензию", а тут тянет на милую, опять-таки ироническую, ремарку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments