Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Однажды в... Голливуде" реж. Квентин Тарантино

У Тарантино никто не отнимет статуса одного из (очень немногих за сто с лишним лет существования этого вида искусства) изобретателей оригинального, индивидуального, авторского типа кинематографа; немыслимое количество желающих после "Бешеных псов" и "Криминального чтива" ему подражать, самого разного пошиба, от мастеровитого при всей вторичности мышления Гая Ритчи до убогих создателей какого-нибудь туземного "Папа, сдохни!" лучшее тому подтверждение. Но лично мне такой тип кинематографа в принципе малоинтересен - разумеется, подростком (а "Криминальное чтиво" я смотрел на видеокассетах, понятное дело) он меня прикалывал, но сейчас, отдавая ему должное в историческом контексте, смотреть такие фильмы - и самого Тарантино, и подавно его последователей, мне неинтересно. Предыдущий его опус "Омерзительная восьмерка" в этом смысле ничего для меня не изменил и не добавил:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3281651.html

"Однажды в Голливуде" против ожиданий в целом "легче пошел", что могу для себя объяснить. Впервые сталкиваюсь с изображением (и пожалуй не только на экране!) в столь карикатурном виде американских хиппарей 60-х: не благодушными пацифистами, коллективно перекатывающимися в любовных соитиях по песочку, а грязными полоумными, вот уж действительно бесславными ублюдками, трусливыми агрессивными ничтожествами показал их Тарантино, и речь не только о финальных эпизодах, но даже в первую очередь о самом напряженном, по-моему, за все без малого три часа моменте, когда герой Брэда Питта подвозит малолетнюю шлюшку-хиппушку на киноранчо Спада и там впервые сталкивается с "семьей" Мэнсона, девка навязывает мужику минет, а тот с нее требует паспорт (вот такой "перевертыш"!) - одно это уже меня отчасти с новым произведением Тарантино примирило, если не "подружило" и не заставило его полюбить. Кроме того, персонажи "Однажды в Голливуде" только и пьют коктейли - "маргариту" без счета, а еще "кровавую мэри" с зеленым стеблем в стакане - это мне тоже оказалось близко и по сердцу. Даже немного жаль, что как и остальное, то и другое для Тарантино лишь элемент игры, деталь аттракциона, ничего всерьез, все понарошку.

Плаксивый Рик Далтон и неунывающий Клифф Бут - парочка "классическая", словно Кихот и Санчо! - "голливудские" насельники, трудники, послушники и подвижники, другой жизни, помимо кинопроизводства, у них нет и не предполагается, хотя первый - звезда ковбойских фильмов и полицейских сериалов, с возрастом выходящая в тираж, а второй - его дублер, каскадер, у которого еще хуже с работой и доходами. Но при том что Рик живет в роскошном особняке, а Клифф в "конуре" с собакой, и Клифф у Рика на посылках, друзья они неразлей-вода. Сюжетная "рамка" бесхитростна и даже более обыкновенного по тарантиновских стандартам фиктивна: в начале продюсер Шварц предлагает Рику ехать в Италию сниматься в "спагетти-вестернах", что Рик воспринимает как предвестие окончательного краха карьеры; под конец, удачно поснимавшись за полгода аж в четырех итальянских картинах, с молодой, не говорящей по-английски женой-итальянкой Франческой Капуччи и кой-какими сбережениями Рик возвращается в Калифорнию, но из-за женитьбы и расходов собирается от услуг Клиффа отказаться, а прежде они намерены хорошо погулять, напиться. Как раз в этот момент хипповская банда отправляется убивать живущую по соседству с Риком беременную Шэрон Тейт и ее друзей.

Бодрый и двухсотпроцентно "тарантиновский" финал, переписывающий и переигрывающий наново реальную трагедию в жанре комедийного боевика с фирменным убойным "мочиловом" (правда, последнее время южные корейцы составляют Тарантино неплохую конкуренцию по части изобретательности членовредительства, но и голливудский ветеран старается не отставать), с героически проявляющей себя собачкой, в буквальном смысле "зажигательным" (добивает последнюю хиппушку Рик в бассейне из завалявшегося с давних съемок в сарайчике огнемета), на свой лад безупречен. Что касается предыдущего - а это около двух с половиной часов, то можно посочувствовать скучавшим и порадоваться за тех, кому дешевенький стилизованный ретро-микс приятно пощекотал мозги, заставив почувствовать себя мегаинтеллектуалами-синефилами. На мой вкус - смотрибельно, незанудно, с точки зрения изобразительной остроумно, по сути, однозначно, пустышка, но словно от Тарантино стоит ждать чего-нибудь иного!

Актерский дуэт Брэда Питта и Леонардо ДиКаприо, помимо феноменального дарования (и обаяния, если угодно) каждого в отдельности, забавен еще и тем, что на момент, их звезда восходила практически одновременно с тарантиновской, и по молодости они считались отчасти конкурентами, оба "красавчики", чем ДиКаприо порой даже попрекали, а Питта меньше, как-то он сразу устоялся в ранге значительного артиста, не просто модельной внешности парня, ДиКаприо это еще предстояло доказать. Ситуация давно поменялась, оба, как и первые их поклонницы, уже немолоды, но для своего возраста хороши, и у меня от фильма возникло ощущение, что ДиКаприо конкретно здесь на порядок лучше (еще лучше!) Питта, но, возможно, потому, что у него роль богаче на возможности, он ведь играет актера, который, в свою очередь, играет - и по жизни, и в кино; а персонаж Питта - и по жизни дублер-каскадер, таким он придуман сценаристом, хотя Питту есть где развернуться, взять опять же наиболее мощный, по-моему, эпизод приезда Клиффа на ранчо Спада - обдолбанные хиппари похлеще пьяных ковбоев или отмороженных нацистов будут!

Рядом с Брэдом Питтом и Леонардо ДиКаприо кто угодно должен выглядеть замухрышкой - но седовласый Аль Пачино парой коротких сценок тем не менее запоминается (играет продюсера Шварца), не теряется и Курт Рассел (руководитель каскадеров Рэнди, которого Рик с трудом уговаривает дать Клиффу работу вопреки предубеждениям, будто Клифф убил свою жену - кстати, я так и не понял, что там в анамнезе... или недосочинили, или при монтаже выкинули) - а Клифф тут же ввязывается в потасовку с Брюсом Ли, и хотя бой шел по правилам, ни одно животное не пострадало, Брюс Ли и тот не в претензии, а все же супруга Рэнди в бешенстве требует, чтоб Клифф покинул площадку.

Гораздо сложнее, чем упустить из виду предысторию Клиффа (ветеран войны - какой, вьетнамской? убил жену - неужто?!), разобраться, насколько фигуры, подобные Брюсу Ли, актуальны для Тарантино, или надерганы из голливудского прошлого наобум; причем в интервью говорить что угодно никто не запретит, но в действительности - чем-то Брюс Ли на самом деле (учитывая, что в его кино нет ничего "на самом деле", а все лишь "по приколу"...) дорог Тарантино, и та же Шэрон Тэйт, которую он задним числом "спас" от нападения патлатых подонков (те чуточку дверью ошиблись, зашли к Рику - там их Клифф со своей собачкой и встретил!), и мелькающий в особняке "Плэйбоя" тоже, сдается мне, подзабытый Стив МакКуин? Или наравне с воображаемыми "звездами", изображенные блестяще уже нынешние, истинные звезды, те - просто "гумус", "компост", питательный субстрат, на котором произрастают, если разгрести и добраться до корней, весьма однообразные, одни и те же схемы тиражирующие тарантиновские фантазии? То есть ретро-стилизация удалась, микс из подлинных и вымышленных кадров, названий, именно "старого Голливуда" намешан знатный, но ведь в эстетике Тарантино что Голливуд, что Дикий Запад, что гангстерской подполье, что Третий Рейх - версии его авторского киношного мира... я бы сказал - мирка.

Любой фильм Тарантино - кино, где нет ничего, кроме кино, а "Однажды в Голливуде" - это еще и кино про кино, дважды замкнутое в рамках собственной формы, эстетики, переливающееся всеми красками, но не просто сугубо развлекательное, а прям-таки декоративно-прикладного искусства произведение, которое от искусства обыкновенного, настоящего, отличается утилитарностью применения: оно существует, пока ты его воспринимаешь, и ничего не значит в свое отсутствие - а произведение искусства остается с тобой, даже когда фильм заканчивается, музыка умолкла и дочитана книга; плюс к тому ретро сегодня - единственная возможность уцелеть в прокрустовом ложе политкорректности с шутками гендерно-расовой тематики и заодно ими по миру денежек собрать. Но опять мне по контрасту с Тарантино пришли на ум братья Коэны, благо ну вот если не нарочно, то совпадение удивительное, ходят они дорожками одинаковыми, хотя в противоположных направлениях. Только что посмотрел с опозданием прошлогоднюю "Балладу Бастера Скраггса" Коэнов - что характерно, "Однажды в Голливуде" идет расширенным экраном, а "Баллада...", похоже, совсем не выпускалась в русскоязычный театральный прокат! - невольно восприняв ее как "ответ" на "Омерзительную восьмерку" (наверняка Коэны и не думали про Тарантино, а он про Коэнов, и все же от ассоциаций так просто не отделаешься):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4068845.html

Вот и "Однажды в Голливуде" - как не сопоставить с "Да здравствует Цезарь", напрашивается же:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3308124.html

У Коэнов - Голливуд в расцвете начала 50-х, у Тарантино - в упадке конца 60-х, эстетический, социальный и политический контекст очевидно разнится, но оба фильма построены на стилизациях и обращаются к миру американской киноиндустрии, сатира, эксцентрика и криминальные мотивы в комплекте прилагаются. И не знаю кому как, а по мне "Да здравствует Цезарь" - пример того, когда форма идеально адекватна содержанию, но не тождественна ему; в сравнении с чем режет глаз, что "Однажды в Голливуде" - форма положим что безупречная (хотя по-моему и этого нет...), но ничем не наполненная; пустышка; фуфел; разводка.

С этой точки зрения вынесенная за титры черно-белая стилизованная реклама сигарет, где Рик-ДиКаприо в ЧБ изображает благодарного курильщика, а потом, как бы не на камеру, принимается хаять и рекламируемые сигареты, и чуть ли не курение вообще - показательный момент, достойный того, чтоб его включили в основной корпус фильма (строго говоря, там есть и еще менее обязательные, и менее обаятельные кадры), а по большому счету и целиком его заменить, стилистически фрагмент безупречен, а осмысленного содержания в нем столько же, сколько во всей картине - нисколько.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments