Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

диалоги вагины: "28 дней" О.Шиляевой в Театре.ДОК, реж. Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева

Премьеру спектакля сопровождали такие бури эмоций, не связанные с постановкой (можно подумать, затесавшийся среди публики буйный дегенерат - это по нашей местности что-то небывалое... внимание надо привлекать к мероприятиям, которые прошли в соответствии с авторским замыслом, без эксцессов, приблудных уродов и технических сбоев, вот уж редкость диковинная!), что хотя я, разделяя в известной степени пафос возмущавшихся, прежде все-таки посочувствовал бы режиссеру, который представил вместе с артистами и драматургом произведение, а вместо откликов на него получил волну совершенно в другую сторону (добро бы на спектакль!) направленного гнева, пускай и праведного.

Тема "28 дней" - менструальный цикл, то есть сугубо, на первый взгляд, физиологическая, но автором она экстраполируется на семейно-психологические и социальные проблемы с широтой взгляда и замахом, порой заслуживающими лучшего применения. В силу естественных причин не то что напрямую, но даже и косвенно проблемы, связанные с женской менструацией напрямую, лично меня касаются в минимальной степени - однако и драматургу физиологический, медицинский, гигиенический аспекты служат лишь основой, поводом для разговора о гендерном неравенстве, мало того, о вековом угнетении женщин мужчинами в семье и в обществе.

Насколько можно судить по спектаклю, текст пьесы Ольги Шиляевой изначально приближен к ораториальному формату с оглядкой чуть ли не на античную трагедию: есть героиня, герой и "хор" - но, опять же, отвлекаясь от постановочного решения, видимо, пьеса преисполнена феминистского пафоса, весьма радикального в своей, мягко говоря (а стоило бы грубее сказать...) наивности. Юрий Муравицкий от этого пафоса не отказывается, но все-таки переводит его в плоскость формально-игровую, и посыл спектакля оказывается более амбивалентным, а "трагедия" становится во многих конкретных моментах смешной и сближается с "комедией", но тоже, впрочем, "античной" (вспомнились "Женщины в народном собрании" Аристофана).

На площадке - единственный персонаж-мужчина, который свои реплики отпускает, не поднимая, как и предписано мужчине патриархально-мизогинной традицией, жопу со стула; героиня-солистка в аляповато-нарядном театральном платье "принцессы-куколки", мультяшной Белоснежки, в паричке-каре и в гриме, а при ней, но скорее против нее, женский "хор" разномастных, с неодинаковой степенью вычурности экипированных "неформалок", выступающих, как ни странно, с позиций "традиционного", то есть "патриархального" общества. Впрочем, иногда "полухория" вступают и в междоусобный конфликт, "хористки" говорят но в унисон, то наперебой - озвучивая все собранные (и по феминистским, политкорректным стандартам, дикие, архаичные) штампы, касающиеся менструации в частности и статуса женщины - семейного, профессионального, общественного, политического даже - в целом. Начиная с эвфемистических клише, иносказательно обозначающих собственно "критические дни" ("гости из Красноярска", "багровые реки"... работа по сбору фольклора проделана автором достойная!), заканчивая вечным "сила женщины в ее слабости", набором полезных сведений и советов сугубо утилитарных, по избавлению от болей (выбор методик поражает: от мастурбации до... воцерковления), техниками психотренингов, якобы "помогающих" женщине стать счастливой (опять же в "патриархальной" парадигме это означает прежде всего "выйти замуж", ну или как минимум "привлечь мужчину").

Вероятно, не до конца, не до дна все-таки углубившись в бездну женского отчаяния, режиссер предлагает для пьесы сценическое решение, позволяющее хоть сколько-то дистанцироваться от упертой долбежки в одну точку - правда, со своей стороны тоже впадает в крайность. Текст не проигрывается и не произносится - он пропевается, подается через мелодекламацию, что, конечно, уже автоматически добавляет ему многозначности, а то и двусмысленности. Но пьеса не положена на музыку, "партитура" спектакля достаточно однообразна, если не монотонна: крик боли, издаваемый солисткой (работа Надежды Флеровой отличная!), и реплики ее единственного, обобщенного партнера-мужчины в духе "я бухаю и не работаю... ты стала давить на меня!" (выбор Федора Кокорева точный), и "хоровые" (общие и диалоговые) пассажи - все выходит примерно одним цветом, на одном градусе, при незначительных различиях тембральных. При этом, как водится, ремарки частично проговариваются вслух, частично выводятся бегущей строкой на электронные табло - пьеса внутри спектакля живет своей жизнью.

Снова вспомнился мне ростовский спектакль Юрия Муравицкого "Ханана", который я увидел весной "живьем" на гастролях -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3995049.html

- а недавно пересмотрел в записи -

https://www.youtube.com/watch?v=CWdMsacvTG8&fbclid=IwAR26HodFNmegiq4WgLrfBcli3jGljqlqlqLWXcW23Qy9808XLVt2S_kyZqM

- и где вроде бы реалистическая, бытовая пьеса Грекова за счет формальных приемов остранения также поднимается до, в общем-то, "античного" масштаба трагедии, но не теряя при этом "человеческого" содержания, не отрываясь совсем уж от грешной земли. "28 дней", наоборот - приземленную, физиологическую подоплеку поднимает на такие высоты абстракции, что про изначальную проблематику уже и не сразу вспомнишь. Парадокс еще и в том, что "высокий","античный", "трагический" (хотя бы и с комедийным уклоном) жанровый формат придает не только биологическим, но социальным факторам, предопределяющим пресловутое гендерное неравенство, характер неслучайный, непроизвольный; физиология, а вслед за ней и устоявшиеся социальные структуры, выступают здесь в функции Судьбы, Рока - противостоять Року, конечно, дело достойное, не то что прокладки менять или тренировать попку для анального секса, чтоб твой мужик пореже налево ходил, но вместе с тем и (по крайней мере если оглянуться на классиков жанра...) безнадежное.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments