Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Преступление лорда Артура" реж. Александр Орлов, 1991

Нетрудно понять поклонниц Сергея Виноградова, запомнивших его таким, каким теперь можно увидеть лишь в старых фильмах и, в лучшем случае, архивных записях спектаклей: утонченный "преступник поневоле" лорд Артур в исполнении Виноградова явно многое взял от Дориана Грея, и вообще сценарий Александра Орлова обыгрывает мотивы разных сочинений Уайльда, заодно биографию автора, и афоризмы в уста персонажей вложенные заимствованы из "Портрета Дориана Грея", из разных пьес и других текстов писателя. Но как фильм "Преступление..." 1991 года смотрится в целом неважно - в силу еще и того, что тогдашние картины очень частно снимались изначально без стремления к изобразительному совершенству (мягко выражаясь), да и на низкокачественной технике; к тому же без особой надежды их создателей на зрительский и подавно кассовый успех.

Основная фабула тем не менее соответствует почти одноименной новелле Уайльда: герой Виноградова спешит до свадьбы исполнить пророчество хироманта (привычно-злодейский имидж Александра Филиппенко) и кого-нибудь убить, но тетушка умирает, не успев принять заготовленный Артуром яд, а заложенная в подаренных пастору часах бомба не срабатывает, так что жертвой обреченного стать преступником лорда в итоге становится сам хиромант, которого Артур безнаказанно сбрасывает с моста, после чего живет в счастливом браке. Нарочито затянутый, местами попросту утомительный ритм фильма и безвкусные, дешевые "красивости" антуража не искупаются даже актерскими работами, тоже неровными: английских леди играют Алла Будницкая (ну куда ж Александру Орлову без супруги), Светлана Немоляева (с неповторимыми, но дежурными придыханиями) и Алла Казанская (вот она в роли помирающей от изжоги тетки главного героя интересна, тем более, что когда я впервые смотрел фильм почти тридцать лет назад, в рубрике "Воскресный кинозал", кажется, про Казанскую я совсем ничего не знал, но за прошедшие годы успел застать ее на сцене театра им. Вахтангова в спектакле "Королева красоты").

В амплуа комичного злодея, помимо Филиппенко, выступает здесь Евгений Весник (играя немца, изготавливающего в подполье бомбы для террористов или каких-нибудь убийц-дилетантов), но драматургически роль фальшива еще более, чем в актерском воплощении, сценаристом придуман какой-то опереточный горе-подрывник, ни на что по своей профессиональной части не годный, зато типа рассуждающий и понимающий (в его реплики Орловым вложено много якобы актуальных, острых на исходе перестройки сентенций, сегодня они кажутся удручающе плоскими и архаичными). Фоном проходит музыка Эдуарда Артемьева - опять же очень узнаваемый по стилю, потому что сугубо вторичный оркестровый саундтрек. А "просветительские" пролог с эпилогом, отсылающие к судьбе Уайльда через пресловутую "хиромантию" и гадание по руке, совсем лишние. Особенно если вспомнить, что к хиромантии на святой руси в момент выхода картины после десятилетий триумфа диалектического материализма вдруг стали относиться куда серьезнее, чем в поздневикторианских салонах. Ну вот только и остается, что вспоминать, каким он парнем был, Сергей Виноградов - сейчас увидишь в постановках театра им. Моссовета и не узнаешь.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments