Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Театр времен Геты и Камы" реж. Борис Караджев ("Окно в Европу")

На документальное кино у меня обычно не хватает времени, да и желания, если честно - но для фильма, посвященного Гинкасу и Яновской, я не мог исключения не сделать, хотя вроде бы в теме и мало что нового ожидал из него узнать - а все-таки... Съемки проходили очевидно еще в позапрошлом сезоне, когда в МТЮЗе на выпуске были у Гинкаса - "Вариации тайны", а у Яновской - "СЛОН". То есть даже моя тогдашняя же статья в "Вопросах театра", охватывающая период, уже включающий премьеру "Вариаций...", малость посвежее:

http://theatre.sias.ru/upload/voprosy_teatra/2018_1-2_93-112_shadronov.pdf

С тех я планировал и книжку про Гинкаса выпустить - много материала не вошло в журнальную публикацию, хотел сразу выложить все в интернет, в доступ для интересующихся, но меня убедили подождать, сделать из текста книжное издание, я повелся, подготовился, Гинкас лично отобрал фотографии (вот перед Камой Мироновичем мне неловко, что заставил его потратить время), даже договор был подписан, но издатель, как и следовало ожидать, долго морочил мне голову, а потом - он и сейчас здесь, то есть дело как бы обычное, непостыдное, в порядке вещей... - сказал, что типа проект "откладывается"... Стало быть пускай с опозданием, но надо мне просто у себя в блоге все опубликовать и хотя бы так работа не пропадет.

Фильм, однако, тоже не вдруг собрался, с премьер "Вариаций..." и "Слона" много времени прошло, а история заканчивается генеральными прогонами. Что тоже любопытно - на репетиции, а тем более предварительные, "застольные", Кама Миронович со стороны пускать не любит, в фильме же несколько развернутых эпизодов "кабинетной" работы Гинкаса с Игорем Гординым и Валерием Бариновым над "Вариациями тайны". Рабочие моменты перемежаются интервью Гинкаса и Яновской - в основном, по теме фильма, они говорят друг о друге и своем жизнетворческом союзе: очень интересно, где-то трогательно, где-то остроумно, хотя лично мне почти все уже известно благодаря книге "Как это было" (после которой Гинкас выпустил еще сборник собственных интервью "Что это было", с которой у фильма тоже возникают отдельные неизбежные переклички).

Поэтому я больше цеплялся за детали несколько иного рода - "изнаночные" виды спектаклей "Пушкин. Дуэль. Смерть" и "Черный монах" (оба эти абсолютных шедевра Гинкаса еще в позапрошлом сезоне были сыграны последний раз и сейчас не идут в репертуаре...), "установочные" беседы режиссеров перед выходами актеров на сцену и репетиции перед непремьерными, но рядовыми репертуарными спектаклями. Например, Гинкас вводит в "Даму с собачкой" нового мальчика на роль второго курортника, которую изначально играл Дубровский - когда я последний раз сам смотрел спектакль, играл уже не Дубровский, конечно, но и этот мальчик мне незнаком, при том что как будто я в МТЮЗ хожу, мягко говоря, нередко. Давным-давно идет и "Свидетель обвинения" - я был на премьерных показах, с тех пор не ходил, посмотрел фильм - захотелось. А "Необыкновенные приключения..." по "Тому Сойеру" и "Геккельбери Финну" Марка Твена в постановке Яновской я не видел вовсе - и вряд ли увижу, судя по тому, какое в зале количество детей находится (не могу в такой обстановке смотреть, а спектакль может быть интересный, но детский, утренний). Ну да я много зато видел спектаклей Яновской и Гинкаса, которых на период съемок уже и след простыл, буду этим утешаться.

Но еще интереснее театрального закулисья прямая речь режиссеров: Яновская рассуждает серьезно, основательно; Гинкас по обыкновению часто ерничает, даже в обиходном разговоре "заводит", "заражает" и собеседника, и, если брать фильм, потенциального зрителя. Я часто цитирую Гинкаса по книге его интервью, очень много там высказываний, пригодных в той или иной обстановке по отношению к совсем, казалось бы, далеким от его собственного творческого метода вещам, наблюдений, суждений, выводов, оценок; но вот в фильме есть очень хорошая формулировка, которую мне хочется зафиксировать, потому как я убежден, что нет искусства там, где нет провокации, а провокация - всегда риск без гарантии результата, значит, и без риска, на голом расчете, не бывает творчества:

"Считается, что я провокативный режиссер, что я провоцирую.. Это правда! Я провоцирую зрителя, а он может быть не хочет. Он пришел отдохнуть и включаться не хочет. Ему это может быть неприятно, противно, он может возмущаться - зачем я лезу в него? Но я лезу в себя! И поэтому предлагаю влезть и тебе - в себя".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments