Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Смерть нам к лицу" реж. Борис Гуц ("Окно в Европу")

Как и прошлогодний "Фагот" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3846924.html

- "Смерть нам к лицу" снята на мобильные телефоны и хронометражем подлиннее, при этом и подинамичнее, и в целом "попопсовее", у актеров больше возможности проявить и попросту предъявить себя в выгодном свете. "Фагот" представлял собой затянутый и не самый остроумный скетч, а "Смерть..." - черная комедия и одновременно мелодрама, хотя на мой взгляд, жанры здесь взболтаны, но не смешаны.

Завязка прям слезливая: молодая супружеская пара, примерно двадцатилетние Петр и Мария, живут душа в душу, но их счастью светит скорый неизбежный конец - у Марии меланома, денег на лечение нет, бабушкину квартиру, в которой муж с женой обитают, не разрешает продать мать Петра, с которой Мария успела поссориться на почве расхода оливкового масла для салата (назвала свекровь "жадной крысой", если конкретнее). То есть мелочь, вроде бы - а ведет к трагедии... И вот из таких мелочей складывается картина - но фишка в том, что фон - трагический, а детали - забавные, комедийные и даже гротесковые.

Ударный момент - и режиссер расчетливо выносит его в пролог, чтоб вернуться ближе к концу и развить успех - попытка Петра заработать на лечение жены съемками в порно, неизбежно обернувшаяся конфузом: съемка не задалась, а презерватив, причем черного цвета, Петр снять забыл, так в нем и пришел домой, заснул, жена умирающая мужу в трусы полезла - там презерватив, расстроилась... Борис Гуц, год назад представляя "Фагот", упомянул, что дважды разведен - то есть о сексе, надо полагать, знает немало, и уж точно больше меня, но даже я способен заподозрить в описанной сюжетной коллизии некоторую натяжку. (Князенька потом уверял, что с ним такое было раза три... ну не знаю, не знаю).

Остальные казусы попроще - то друг Петра по кличке Кактус, простой парень с южнорусским либо украинским говором, предложит вымогать деньги у несговорчивой матери, представляясь по телефону ментами, угрожающими "закрыть" сына за наркотики, то еще какая-нибудь хрень. А тем временем Мария всерьез готовится к похоронам, выбирает гроб с венком, обсуждает со стилисткой будущий похоронный макияж, прическу... - весело, стало быть, и вместе с тем серьезно, если не сказать фундаментально подходит к вопросу своей предстоящей кончины. Пока давняя знакомая, подруга ее мамы, библиотекарь тетя Наташа, не откроет Марии, что у нее есть отец, к тому же преуспевающий - депутат от "Единой России", правда, у того в новом браке еще одна имеется дочь, и Мария не хочет влезать в ту семью со своей меланомой.

В эпизодической роли тети Наташи снялась Наташа Павленкова, главных героев сыграли очень симпатичные Даниил Пугаев (актер "Сатирикона" из недавнего выпуска Константина Райкина) и Саша Быстржицкая (впрочем, мне показалось, что в партнерстве они существуют отстраненно, Пугаев чересчур серьезен и строит "романтические" мины, а Быстржицкая, наоборот, хорохорится не всегда по делу - ну или ее героиня так придумана... плюс к тому Маша попрекает Петю его приверженностью Путину), мамой Петра выступила Екатерина Волкова, и как раз ее героиня по сюжету удивляет сильнее всех: согласие на продажу квартиры она дает после того, как сын в отсутствие отца, нефтяника-вахтовика, застукал родительницу с голым парнем-соседом Эдиком (Кирилл Ковбас), кстати, тоже дважды разведенным.

Действие стилизовано под документальный фильм, посвященный Маше и ее предстоящему уходу из жизни - оператор Даша, оставаясь за кадром, присутствует в сюжете как персонаж, на которого реагируют герои. Легкость в мыслях, допустим, здесь и соответствует сложной, не до конца внятной жанровой природе опуса (нагнетание мрака точно не к месту), и технике съемок, и возрасту основных персонажей, а значит и целевой аудитории проекта. Но все-таки я для себя не уяснил, действительно ли Борис Гуц относится к смерти как к чему-то несущественному и необязательному (в "Арбузных корках", его дебюте, посыл был совершенно иной...), или, грубо говоря, придуривается - более того, не до конца ясно отношение к собственной предстоящей смерти и самой героини, судя по тому, что она доводит себя до попытки самоубийства, которая, впрочем, срывается, как и кончина по болезни: на деньги от квартиры удается сделать операцию в Германии и Мария будет жить с Петром, только неизвестно где.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments