Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Элефант" реж. ("Окно в Европу")

Пожелавший остаться неизвестным, сняв имя с титров, режиссер оказался Алексеем Красовским, и он же автором сценария - что для многих сюрпризом не стало, а не зная заранее, мудрено подумать на Красовского: еще после "Коллектора", а подавно после "Праздника" его имя ассоциируется с независимым кинопроизводством, с может быть отчасти косноязычным, но честным разговором на болезненные темы. В "Элефанте" близко такого нет - может быть он по "честности" отношения режиссера к материалу и не уступит "Празднику", а по мастерству однозначно превосходит не то что "Праздник", но и "Коллектора", да только авторская интонация в итоговой продюсерской версии едва прощупывается сквозь "доброту" жанрового, что называется, народного кино.

При том что герой "Элефанта" - человек непростой: Валентин Аркадьевич Шубин прославился когда-то серией детских книжек про циркового слона Мишку, попадающего в лес и обретающего там новых друзей. Книжка, судя по всему, милая и веселая, а вот сам Валентин Аркадьевич - мужик смурной, вредный. Он давно в разводе, был плохим отцом дочери, внучку Матильду, Мотю, почти не видел. Пока ему не понадобилась операция по пересадке сердца. Ее профинансировал крупный французский бизнесмен, чьи дети тоже, оказывается, Мишку обожают, с тем, чтоб Шубин досочинял новых историй про своих героев. Сердце Валентину Аркадьевичу пересадили, меценат даже направил к нему сиделку Тосю, которая фактически стала заодно его литсекретарем на общественных началах, бывшая жена после небольшого шантажа (ее книга написана Шубиным, он же устроил ее преподавательницей в литературный институт по блату) подогнала ему "негров" из числа студентов - а работа не идет. Кроме того, по любому поводу доселе непрошибаемый Шубин теперь пускает слезу: грешит на новое сердце, от него мол, слишком нежного, вся беда.

Напрасно доктор объясняет писателю, что сердце со слезными протоками не связано - Шубин сперва узнает от француза, будто ему пересадили орган 37-летней женщины, но потому выясняет у следователя, что на самом деле сердце досталось от застреленного при задержании серийного убийцы. Казалось бы, какая разница - ан нет... Тем более, что со следователем Шубин познакомился при любопытных обстоятельствах, став свидетелем и чуть ли не безвинным соучастником ограбления банка, но не подчинившись требованиям гангстера-дилетанта, а потом не пожелав против него свидетельствовать, вдобавок своего адвоката убедивши взять незадачливого грабителя, отца-одиночку, под защиту и добиться для него условного приговора. Следователь и сам не лишен чувствительности - на досуге мишет 1000-страничные детективные романы, просит у мэтра советов, а в отместку за равнодушие к своему творчеству отправляет Шубина в камеру к уголовникам, где, впрочем, Валентин Аркадьевич тоже находит почитателей, обыгрывая сокамерников в им же придуманную карточную игру.

От сердечности, милоты, всеобщего добродушия "Элефанта" даже без оглядки на репутацию неназванного режиссура чем ближе к финалу, тем больше делается не по себе. При том что исполнитель главной роли и сопродюсер (наряду с Сергеем Сельяновым) Алексей Гуськов на редкость точен и сдержан, хорош в ансамблях с достойными партнерами Яном Цапником (адвокат), Полиной Агуреевой (сиделка Тося), Евгенией Дмитриевой (бывшая жена) и остальными. Но развитие сюжета, поначалу отсылающее как будто к антиутопиям Булгакова, Беляева, выруливает в стандартное, проторенное мелодраматическое русло, по пути мельчая, иссякая, под конец с явными пропусками (либо непродуманностью) каких-то связующих сюжетных узлов.

На пресс-конференции сопродюсеры Алексей Гуськов и Сергей Сельянов продемонстрировали исключенные из окончательной версии картины эпизоды, убеждающие в их никчемности и художественной несостоятельности. Алексей Красовский со своей стороны настаивает, что продюсеры лукавят и не все вырезанные фрагменты показывают, а утаивают ключевые моменты, будто бы способные перевернуть представление, складывающееся из готовой сборки фильма. Зрителю же достается то, что он видит - к сожалению, ничего выдающегося.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments