Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Евгений Онегин" П.Чайковского в "Новой опере", реж. Сергей Арцибашев, дир. Андрей Лебедев

Когда я прошлый раз ходил на "Евгения Онегина" в "Новую оперу" семь лет назад -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2416747.html

- дирижера-постановщика спектакля Евгения Колобова уже давно не было в живых, а теперь и режиссера Сергея Арцибашева нет давно. Спектакль тем не менее сохраняется в репертуаре как визитная карточка театра имени Колобова и представляет интерес, как изначально, в первую очередь его нестандартной музыкальной редакцией. Но сейчас не меня одного привлекло участие Богдана Волкова в партии Ленского, которую он здесь пел второй, кажется, раз. После ухода Волкова из Большого там появился свой свежий "Евгений Онегин" в постановке Арье -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4018731.html

- и заглавную партию в нем исполняет в первом составе Игорь Головатенко, которого я в прошлый раз слышал в спектакле "Новой оперы", но премьера Большого, беспрецедентно объединившая против себя все в московском музыкальном и театральном мире существующие кланы (да и поделом...), сегодня Волкову была бы не по статусу, он международную карьеру делает, а главное, развивается в интересном направлении (не в сторону кафтана и "Ах, Настасья, ты, Настасья, отворяй-ка ворота, скорее в противоположную). Но вот иногда и до сих пор в Москве выступает.

Меня слащавая музыка "Евгения Онегина" привлекает в минимальной степени, но некоторое время назад Богдан Волков с Алексеем Гориболем представлял, еще в Большом, в камерном пространстве Бетховенского зала, уникальную программу преимущественно из романсов Чайковского, и это было нечто необыкновенное, на уровне откровения:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3772327.html

С тех пор голос артиста набрал плотности, хотя не без ущерба для легкости и пластичности - и все-таки, в соответствии с ожиданиями, волковский Ленский - явление значительное. Не только в плане вокала - наверное, у Волкова имелись претензии к Большому, раз он хлопнул дверью, но стоит признать, что разнообразного актерского опыта он там немало за пару сезонов набрался. В постановке Арцибашева, со всеми скидками на время и обстоятельства не слишком продвинутой (выпускалась она в отсутствие в театра Колобова собственной площадки, что и по пространству от Сергея Бархина очень заметно, и прошло с тех пор почти четверть века) есть мизансцена, пока Трике поет куплеты, обращаясь к сидящей в кресле Татьяне, а за креслом прячется Ленский, уже успевший объясниться с Ольгой и с Онегиным, но еще не до конца, и роковые слова еще не сказаны - Богдан Волков в этом эпизоде, где он ничего не поет и даже не двигается с места, столько успевает актерски прожить, что и в драмтеатре подобное редко встретишь, тем более в музыкальном (сравнить можно разве только с вторым актом "Триумфа Времени и Бесчувствия" Богомолова, но Богомолов работал с солистами эксклюзивно, а Волков в "Евгения Онегина" вводился в отсутствие и дирижера-постановщика, и режиссера, через много лет после их ухода из жизни).

Ну и в первую очередь вокально, разумеется, Волков продолжает в Ленском ту же осмысленную, содержательную линию, которую наметил романсовой программой, открывая в Чайковском подтексты, которых как будто до него никто не осваивали, при том что слушаешь его - и очевидно, что они на поверхности лежат. Для меня, пожалуй, только в исполнении Волкова впервые исповедальность "куда, куда вы удалились" впервые не отдает пошлостью и ирония, даже сарказм, пародийность, заложенные в текст Пушкиным, растворяются в исповедальности, искусственно привнесенной Чайковским, до конца; и в "я люблю вас, Ольга", помимо собственно любви к Ольги, у Волкова еще сверх так много всего более, на мой взгляд, важного.

Однозначно часть аудитории целенаправленно пришла на Волкова, на его выход хлопали (дикость, на самом деле), на каждый сольный номер подавно - однако стоит трезво оценивать положение вещей: активной клаки на всю Москву - считанные боевые единицы, в массе же публика едва ли сходу автора оперы назовет, а не то что следит за составами. К тому же спектакль "Новой оперы" идет два часа без антракта, он динамичный, с купюрами, с мгновенными переходами от картине к следующей - короче, после дуэли зал не пустел, сразу после "златых дней" кто-то выбежал, но вероятнее по своей надобности, не из-за того, что Волков отпел.

Про остальной ансамбль тоже плохого не скажу, пускай Алексей Богданчиков в партии Онегина, да еще рядом с Ленским-Волковым, довольно блекло прозвучал; Татьяна-Екатерина Петрова тоже достойная, но без прорывов - в партии выступает давно, привычно, ну и в постановочном решении героиня принципиально чуть задвинута на задний план (иногда буквально, мизансценически), дабы ярче высветить заглавного героя. Юлия Меннибаева - девушка пышная, но точная вокально, и с Богданом Волковым дуэт у них выходит неплохой.

Андрей Лебедев за пультом в целом меня порадовал, при том что с хором оркестр иногда все-таки расходился - и я снова обратил внимания, может быть ошибаясь, на усиление медной группы в партитуре (от дирижера идет или это в редакции Колобова тоже заложено?), оркестр местами играет почти как военно-духовой, особенно в бальных сценах, что, кстати, соответствует в шестой картине настрою, а в четвертой и букве либретто, и почему бы нет, раз уж ария Гремина частично Колобовым, но абсолютно осмысленно, в хоровой номер превращена.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments