Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

как вам это понравится: "Половое воспитание", 1 сезон, 2019

Получив временный доступ к сериальной медиатеке и начитавшись в интернете благожелательных, а то и восторженных отзывов о "Половом воспитании", представлял себе что-то вроде продолжения на новом этапе (все же десять с лишком лет прошло, а жизнь не стоит на месте) "Молокососов", первые два сезона которых меня если и не привели в ожидаемую эйфорию, то зацепили до известной степени, правда, дальше, со сменой основных персонажей, я их смотреть не стал, как раз потому, что "привязался" (можно сказать) к "молокососам" начального призыва:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3957569.html

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3968114.html

"Половое воспитание" досмотрел до конца (то есть целиком первый сезон, второго пока и нет, запланирован на будущий год), но совсем не с теми чувствами, что "Молокососов", и дело даже не в том, что этот сериал хуже или его персонажи-старшеклассники менее привлекательны, хотя оба фактора, на мой взгляд, тоже действуют. В "Половом воспитании" намечены очень сходные с "Молокососами" характерологические расклады и сюжетные схемы, но то, что десятью годами ранее выглядело передовым (и даже сейчас задним числом выглядит), в хорошем смысле провокативным, но не выходящим за грани разумного и к тому же было приправлено изрядной дозой иронией (чего стоит одна только серия про экскурсию английских школьников в мордовскую глухомань!), сегодня превратилось в безвкусный набор тупых клише, и разве что отдельными моментами благодаря способностям некоторых артистов и рудиментам фантазии сценаристов, пробивающимся сквозь идеологический "саркофаг", что-то живое в "Половом воспитании" все-таки обнаруживается - к сожалению, таких моментов на восемь серий не очень-то много.

В "Половом воспитании", как и в "Молокососах", через все серии контрастной парой сквозных персонажей проходят два друга детства, противоположные по характеру, но связанные многолетними приятельскими отношениями, которые постоянно подвергаются испытанию на прочность. Но что примечательно - если в "Молокососах" это были два белых и гетеросексуальных мальчика (хотя и с оговорками, что касается второго пункта - в цивилизованном мире подростковая любознательность не нуждается в ограничениях со стороны, тем более сверху), то в "Половом воспитании" второй из персонажей центрального дуэта - чернокожий гей; правда (ну вот казалось бы - идти в этом направлении, так до конца... а фигушки!) первый все равно и белый, и гетеросексуальный, но... к своим 16-ти годам не просто девственник, а патологически неспособный даже до собственного пениса рукой дотронуться юноша, и его нереализованное либидо находит выход в лучшем случае посредством поллюций, парня тоже пугающих. Постепенно и довольно быстро разъясняется, чем Отис (Эйса Баттерфилд) так безнадежно фрустрирован: его мать - сексолог, но, что и требовалось доказать, с несложившейся собственной личной жизнью, после ухода мужа пробавляющаяся случайными связями, а каждый новый мужчина путает дверь спальни Отиса с уборной, конечно тут уж не до интима, хотя бы и с самим собой. Зато Отис благодаря маме подкован теоретически, и с новой подружкой Мэйв, имеющей репутацию оторвы, хулиганки, шлюхи, по ее, разумеется, инициативе открывает своего рода подпольный бизнес, консультируя однокашников за умеренную мзду насчет их сексуальных проблем.

У Мэйв своя сюжетная линия, хороший чернокожий парень Джексон, спортсмен-пловец с задатками чемпиона, здоровый, воспитанный, староста школы, сын лесбийской пары (и не приемыш, а кровный, родной как минимум для одной из мам), за Мэйв ухаживает, но та не считает себя достойной такого счастья, со своими заморочками насчет отсутствующего отца, матери-наркоманки и брата с криминальными наклонностями; а когда Отис, чувствуя, что привязывается к Мэйв все больше, еще и советы Джексону дает, как расположить Мэйв, та воспринимает поступок компаньона как предательство... Впрочем, из всех линий сериала эта, связывающая Отиса с Мэйв и Джексоном, наиболее тривиальная.

Вот с черно-голубым Эриком, лучшим другом Отиса, посложнее, хотя его образ выкроен по тем же лекалам, что юный гей Макси в "Молокососах" (но там опять же мальчик белый был...); семья набожных христиан-мигрантов не угнетает Эрика, не давит на него, а дородный отец отчасти даже сыну сочувствует, да и не считая отдельных рудиментов ксенофобии (в своей день рождения Эрик становится жертвой агрессии случайно встреченных на дороге отморозков) никто Эрику проявлять свою сущность не мешает - от чего Эрик, однако, счастливее не становится. Хотя его сложности с родителями - ничто по сравнению с тем комплексом эмоций, что испытывает к матери Отис, а еще один сквозной персонаж, хулиган Адам, сын директора школы - в отношении своего отца.

По колоритности Джин Милберн, мама Отиса, героиня Джиллиан Андерсон (и это одна из лучших работ в фильмографии актрисы, без преувеличения) превосходит всех школьников вместе взятых, по сексуальной озабоченности также, но она хотя бы ищет удовлетворения в потасканном слесаре-сантехнике, чья дочь, смазливая негритяночка, помогает Отису отвлечься от Мэйв, занятой Джексоном. Вот папа Адама, директор школы, мечтающий отправить сына в военное училище - одноцветный, почти фюрерского пошиба, злодей - словно в наказание ему Адам, с проблем которого начинается первая серия сезона (публично гордясь размерами пениса, он вынужден имитировать оргазм наедине со своей подружкой), к концу открывает свою подавленную (надо понимать, жестоким отцом-директором) гомосексуальность и дает ей выход... с Эриком, которого на протяжении предыдущих серий обижал (не за цвет кожи и не за ориентацию, а просто как слабого, это не ксенофобия, это в некоторых пределах все еще считается идеологически допустимым...). Финальная серия обрывает их наметившееся сближение - ну да, вероятно, с заделом на следующий сезон.

Итого, если разложить весь пасьянс, от расового и сексуального разнообразия зарябит в глазах: помимо открытого гомосексуала Эрика и тайного Адама в школе есть еще один гей-подросток, модник-индус, но именно от него Эрик терпим самые презрительные, снобские замечания и шуточки - вместо ожидаемой солидарности; плюс к ним среди школьниц (мамы Джексона не в счет) хватает и лесбиянок - девичьей паре Отис старается помочь, вскрывая их проблему - осознав себя лесбиянками, подружки (одна из них, стоит ли уточнять, азиатского происхождения) образовали пару, но чаемой сексуальной гармонии не достигли. Допускаю, что выборка репрезентативная и дела в современных английских школах примерно так и обстоят - я бы со своим скромным педагогическим опытом на окраине провинциального города в 1990-е не взялся судить, да мне и без разницы. По-настоящему в "Половом воспитании" меня неприятно удивило иное обстоятельство.

Очевидно, что и в названии, и в тематике проекта заложен здоровый, эстетически продуктивный элемент провокации, и коль скоро в шапку вынесен "секс", речь, надо полагать, на самом деле идет не только о сексе и не о сексе в первую очередь. Что подтверждается каждой серией - прологом задается конкретная сексуальная проблема (то парень кончить не может, то лесбиянки не поймут, как друг дружке половчее пристроиться...), а дальше все про отношения, про поиски себя и своего места в обществе, про "унутрянный", простигосподи, мир. Про социальные проблемы опять же - Мэйв, например, беременна, и не от Джексона, она идет на аборт, сопровождать ее вызывается Отис на правах компаньона по "консалтинговому" бизнесу и тайного обожателя; к тому же она малоимущая, живет в фургоне посреди таких же отщепенцев, еще и брата, исчезающего и возникающего ниоткуда бродягу-наркоторговца, кое-как терпит. Но вместо того, чтоб показать сексуальность одной из естественных сторон жизни наряду с прочими, сериал как будто сознательно ее от всех других проблем отделяет и тем, я бы стал утверждать, принижает.

В "классических" подростковых фильмах и сериалах - если речь не о кастрированных советских пионерах, очевидно - тинейджеры охвачены сексуальной лихорадкой, с одной стороны, влюбляются и ревнуют, с другой, думают как бы поскорее расстаться с девственностью. Персонажей "Полового воспитания", возникает подозрение, собственно ебля интересует очень мало - они о ней говорят, зачастую с увлечением, но доходит до дела - и все что угодно вместо вместо интима у них на первом плане внимания ("а теперь будут слайды", ага!), чем "Половое воспитание" парадоксально заставляет вспомнить вышедшую на излете перестройки в СССР убогую кинокомедию "Болотная стрит, или Средство против секса". Может проект Нетфликса и отражает реальное положение вещей точнее, чем в свое (то есть как раз когда я был ровесником персонажей сериала) кооперативная поделка Марка Айзенберга, причем универсальное - мои сверстники 40+ с детьми-подростками удивленно наблюдают: последних секс волнует отнюдь не в той степени, как нас в их возрасте, что нетрудно объяснить как бОльшим разнообразием возможностей у теперешних школьников, так и бОльшей доступностью сексуальной информации (а что доступно - то уже и не слишком притягательно...). По-моему радоваться тут особо нечему - но "Sex education" заморочки на интимной почве - нормальные, обычные для взрослеющего человеческого организма - роняет до сортирного анекдота (буквально - консультации Отис и Мэйв проводят в заброшенном отстойнике), одновременно "поднимая", вписывая их в социо-идеологический "мультикультурный" контекст. Максимально симптоматична в этом смысле побочная линия с участием девочки, повернутой на стремлении потерять девственность - она всем предлагает потрахаться, не будучи при том совсем уж уродиной, но не может найти желающих, а некоторые потенциальные дефлораторы и вовсе оказываются гомосексуалами, как, в первую очередь, Эрик, предложивший несчастной взамен практики коитуса гей-порно с риммингом - еле-еле бедняжка смогла реализовать мечту к финалу. На первый взгляд смотрится это дико (ну не более дико, чем православная "Молодая гвардия", требующая от молодых радостно подохнуть "зародину-засталина", конечно, ну да и не о ней же речь), а может изнутри и ничего, если притерпеться.

Что еще я для себя отметил в живописании страстей юного черного гей посреди британской глубинки (действие происходит в вымышленном местечке Мурдейл) - это зацикленность Эрика на фильме "Хедвиг и злосчастный дюйм". В день рождения у Эрика есть традиция отправляться в город вместе с лучшим другом Отисом, нарядившись как для транс-вечеринки, чтоб посмотреть любимый фильм на большом экране в кинотеатре. Одна из серий посвящена казусу, когда Отис и Мэйв выясняют, кто из однокашников разослал через соцсети фотографии волосатой вагины главной красавицы школы (ответ был найден, но не стоил усилий), а именинник Эрик в несколько излишне ярком даже, видимо, по продвинутым западным стандартам имидже, вынужденный отправиться до города в одиночку, без Отиса, на автобусной остановке был ограблен, и на обратном пути пешком избит гопниками. Обиженный Эрик перестал разговаривать с Отисом до следующей серии - но сколь ни печально, это дело житейское (на святой руси чтоб быть избитым гопниками даже черным геем необязательно быть... к слову), меня же заинтересовала упомянутая картина, о которой я к стыду своему, в отличие от шекспировской пьесы "Как вам это понравится", изучаемой героями на уроках отечественной словесности (тоже в тему, с аллюзиями - переодевания, недоразумения... вот ее я знаю!) никогда раньше не слыхал. И век живи, век учись - похоже, это что-то любопытное. Сконцентрировав все свои скудные технические навыки, я в интернете нашел ссылку на "Злосчастный дюйм" - но в очень плохом качестве и без перевода, а хотелось бы посмотреть и понять, чем он - подозреваю, сильнее всех серий первого сезона "Полового воспитания" - так вдохновляюще действует, если сегодняшние британские подростки в праздник якобы готовы куда-то специально ехать ради фильма, снятого до их рождения.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments