Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Офелия" реж. Клэр МакКарти

Коварные вездесущие происки мирового сексизма, наложив отпечаток на большинство хрестоматийных сюжетов человеческой культуры, оставили в сознании передовой общественности Офелию простодушной девицей, свихнувшейся на почве несчастной любви и случайно утопшей - но фильм женщины-режиссерки по мотивам некоего (вероятно, популярного, бестселлера!) дамского романа спустя века наконец-то раскрывает людям глаза на правду.

Офелия, дочь Полония, простого, доброго и по своему мудрого (!), но слишком старомодного, полагающегося в силу привычки на покровительство стоящих выше по социальной лестнице (помимо гендерного угнетения картиной изобличается также классовое неравенство), росла дичком, пока не оказалась в числе фрейлин королевы Гертруды (Наоми Уоттс), получила воспитание, образование (единственная среди окружающих девушек стала грамотной), и наслаждаясь шутками Йорика, в числе прочих насельников эльсинорского двора, китайцев, негров, индусов (наряду с сексизмом заодно и расизму дан бой) встретила маленького Гамлета. Потом Гамлет уехал в Виттенбергский университет, а вернулся уже юношей, тупорылым на вид (по сравнению с персонажем Дэвида МакКея даже голубоглазый молодой Мел Гибсон из экранизации Франко Дзеффирелли сойдет за эталон интеллектуала... причем МакКей ведь талантливый и довольно симпатичный, просто здесь он выступает в амплуа чурбана, кем же еще может оказаться белый гетеросексуальный парень? кстати, мне КакКей запомнился по фильму "Прайд" и образу гея, пришедшего от забитости к активизму), но изнутри все-таки отчасти чувствительным, уязвимым. Снова в университет Гамлет уезжает влюбленным и любимым расцветшей Офелией (взрослую героиню играет Дэйзи Ридли), а возвращается взбешенным - опоздав на похороны отца, но поспев на свадьбу матери с Клавдием (скорее жалко, чем весело глядеть на кривляющегося в парике, изображающего злодейские гримасы Клайва Оуэна... - забавно, что десятью годами ранее Оуэн и МакКей, теперешние Клавдий и Гамлет сыграли отца и сына в фильме Скота Хикса "Мальчики возвращаются"!).

Примерно до середины измышления авторов, их попытки связать концы с концами, вписать собственные убогие фантазии, иллюстрирующие нынешние расхожие идеологические штампы, в исходную фабулу, да еще через диалоги, местами сформулированные корявым псевдошекспировским, псевдостаринным, псевдопоэтическим слогом, сбивчивым александрийским стихом - сколько-нибудь увлекательны, ну или по крайней мере забавны, хотя иронии здесь не предполагается, ни толики юмора, никаких постмодернистских подтекстов, если не считать, что образованная Офелия читает своей госпоже-королеве Гертруде на ночь Чосера, а сельский священник венчает Офелию и Гамлета под Песнь Песней Соломоновых. Да-да, Гамлет женился на Офелии - что, увы, не обернулось голливудским хэппи-эндом, а оказалось всего-то поворотным, даже не ключевым, сюжета, невольно сводящего трагедию к сказочке, моментами напоминающей историю Белоснежки.

Еще до смерти Гамлета-старшего по просьбе королевы Офелия ходила в лес, где в переоборудованной под химическую лабораторию скальной пещере жила "ведьма", разумеется, не колдунья, но женщина знающая толк в снадобьях и, среди прочего, ядах. Гертруда посылала Офелию за средствами, способствующими сохранению молодости, но не была единственной клиенткой "ведьмы", ее познания пользовал и Клавдий. Когда-то Клавдий совратил девушку и, беременную, объявил ее пособницей дьявола, а та, чтоб избежать костра, с помощью несмертельного, обманного яда притворилась мертвой - но, будучи, с одной стороны, сестрой Гертруды, а с другой, сохраняя привязанность к Клавдию даже после его на Гертруды женитьбе (вот так все запущено...) не отказала ему в услугах и способствовала отравлению короля. Все это постепенно и скоро вызнала Офелия и своевременно проинформировала Гамлета, обходясь без призрака и прочей липовой мистики (впридачу к сексизму, расизму, классовому неравенству, картина непримирима к клерикализму, ханжеству и мракобесию).

К сожалению, будучи мужчиной, Гамлет от природы не способен вести себя пристойно, разумно, дальновидно - не помогает и присутствие рядом Горацио, тоже мужчины, но хотя бы чернокожего и потому более развитого. Раньше они вместе с Гамлетом они изучали анатомию, вскрывая краденые с погостов трупы - но чем дальше, тем сильнее множатся трупы под рукой: мало было Клавдию бедного Йорика (убитого, разумеется, по его приказу, за чересчур прогрессивные шутки), а затем и родного брата (не полностью безвинного перед женой и другими женщинами - как мужчина тот интересовался в первую очередь государством и войной, от его равнодушия чувствительная Гертруда и предалась обману Клавдия...), после "сцены мышеловки", разыгранной, по счастью, в формате теневой пантомимы - очень похоже на спектакли компании "Pilobolus", а может это они и есть, приглашенные в фильм изобразить странствующих комедиантов - узурпатор отправляет на виселицу актеров, ту же судьбу готовит и для Офелии (которую еще девушкой пытался совратить вслед за многочисленными прежними жертвами домашнего насилия), а Гамлета, посланного якобы в Англию, приказывает убить, бросить за борт, Розенкранцу с Гильденстерном (которые в лучшем случае мелькают бессловесно среди массовки, будто отдуваясь за то, что Стоппард в своей пьесе ранее сделал их заглавными героями): кто ни умрет - он всех убийца тайный король всему виновник.

Понятно, что Гамлет не тонет, как и Офелия - он вернется ко двору, а она, симулировав сумасшествие и сымитировав (с помощью ведьминских капель) самоубийство, придет к нему в мужском обличье (до чего приходится унижаться несчастным женщинам в мужском мире!) под видом Озрика и предложит бежать, но Гамлет предпочтет остаться мстить за отца (нельзя требовать много от мужчины, пускай и любящего), не тучный и не одышливый, он все-таки попадет под намазанный отравой меч Лаэрта и... умрет от яда в крови. А отравленную сталь по назначенью отправит... собственноручно Гертруда - лихо пронзит сидящего на троне второго мужа (прямо вместе с троном и пронзит Клавдия насквозь, сильная женщина! от мужчин-то справедливости не дождешься...), после чего добровольно, сознательно выпьет яд из склянки, успевая наблюдать, как в замок врываются норвежцы, ведомые знахаркой-сестрой из леса.

В прологе героиня предстает утопленницей с полотна одного прерафаэлита (недостойного как мужчина упоминания по имени), но то лишь иллюзия, тактический ход. До финальной заварухи выбравшись из Эльсинора, как и советовал ей когда-то жених, Офелия удаляется в монастырь, где на руках у чернокожей братии благополучно разрешается от бремени девочкой. Тем временем передовой отряд Фортинбраса в Эльсиноре насилуют без разбора женщин, в том числе и тех недоброжелательниц, что мешали жить Офелии, а мужчин побивают, не делая исключения и для чистосердечного Горацио. Учитывая, что именно Горацио было доверено поведать о трагедии Гамлета миру, а сообразно представленной версии выходит, что эту миссию взяли на себя Офелия с дочкой, и выдали собственную, единственно истинную женскую версию, совершенно нельзя понять, отчего же тогда в веках сохранилась лживая мужская - но, вероятно, создатели подобных опусов настолько далеко вперед не смотрят, сосредоточившись на обслуживании актуальных, сиюминутных тенденций, примерно как в советском кино 1920-30-х годов переписывались с марксистской точки зрения, подгонялись под неизбежность победы революции любые классические сюжеты, в обход их внутренней логики, эстетической целесообразности и здравого смысла.

Вообще вариаций на темы "Гамлета" немало, до "Розенкранца и Гильденстерна..." Стоппарда никому не дотянуться, но в 90-е, помнится, очень ходовым товаром на подмостках были пьесы "Убийство Гонзаго" и "Фортинбрас спился". Однако ж "Офелия" - иного рода случай, не без коммерческой, надо думать, подоплеки и местами не без интеллектуальных потуг (при использовании отдельных реплик первоисточника в них стараются вложить смысл, соответствующий модернизированному сюжету - так "бред" Офелии о цветах здесь служит своеобразным шифром, секретным посланием, адресованным собравшимся за столом Клавдия королеве, Горацио, Лаэрту...), но в первую очередь рассчитанный на пропагандистский, если угодно, "воспитательный" эффект, естественно, в конвейерном потоке аналогичной продукции. Наверное, предполагается, что посмотрев некоторое количество спектаклей и фильмов, где в условно-историческом, но все же с оглядкой на архитектурные памятники, на костюмы былых веков, антураже преодолеваются расовые, классовые, гендерные и какие угодно "стереотипы", целевая массовая аудитория и в собственном сознании их преодолеет. Всяко может быть, допустим, но подозреваю, что скорее выйдет то же, что с похожими советскими опытами: лучшие, самые остроумные из образчиков, специалисты позднее станут рассматривать в ретроспективном контексте по разряду курьеза, остальное, вроде нынешней "Офелии", спишут в утиль и забудут.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments