Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Дмитрий Шагин в музее "Херсонес Таврический", музей-панорама "Оборона Севастополя", Бахчисарай

С ума ты сходишь от Берлина,
Мне больше нравится Медынь.
Тебе и горький хрен - малина,
А мне и бланманже - полынь.


Трудно поверить, но стишки про Медынь - не злободневная эпиграмма, а часть наследия Козьмы Пруткова, "митьком" Шагиным творчески переосмысленная через живопись (работа 2016 года). У меня перед Любой Агафоновой, хозяйкой галереи "Веллум", остался неоплатный должок за Переславль - даже побывав в нем недавно, не попал (пускай не по собственной вине, я очень стремился) на устроенную ей в Переславском музее выставку акварелей Александры Коноваловой. Поэтому узнав, что мое посещение Севастополя совпадает с ее вернисажем в "Херсонесе Таврическом", я оправдался и почти сразу по приезде поспешил туда.

За лапидарными речами официального вернисажа и осмотром небольшой, на полтора зала, выставки Шагина ("Че Бурашка" и проч. в наличии!) последовала экскурсия по территории и экспозициям музея - последнее особенно важно: не каждый из посетителей отрывается от побережья в пользу предполагаемых глиняных черепков и мраморных осколков - на самом деле, при том что основные сокровища (в том числе драгоценности в прямом смысле, древнее золото и т.п.) давно вывезены преимущественно в Эрмитаж, постоянная экспозиция и в византийском, к которому примыкает "митьковская" выставка, и в античном разделах просто отличная.

Византийская коллекция размещена в бывшей домовой церкви игуменского корпуса монастыря, где после 1920 года действовала психиатрическая лечебница, нынешняя экспозиция сформирована в 1970-е, но в таком виде просуществует еще недолго, потом корпус закроют на ремонт, а откроют, есть основания полагать, уже не в музейном, а в церковном статусе. Сейчас же превосходной сохранности постройка идеально подходит для демонстрации византийских редкостей: раннехристианской скульптуры (потрясающая мраморная глыба "Чудовище, пожирающее рыбу" - 4-й век; той же эпохи "Христос и Орфей"), византийские иконки (в том числе рельефная "Три святых воина", 1912 век), средневековая керамика (изумительные расписные блюда 12-13 вв).

На территории тоже есть что посмотреть, где походить - по древней, античной планировке. Колонны, конечно, выкопаны и заново поставлены на тумбы, а мозаики собраны под недавно выстроенный навес. Античный раздел даже круче византийского - там как раз хранится рельефная плита с Грифоном, образ которого используется в одноименном спектакле, ради премьеры которого я прилетел, но и много чего еще удивительно, от галечной мозаики 3го века до н.э. и надгробия с восковым портретом юноши до терракотовой миниатюрной пластики и, что ныне актуальнее Медыни, черепков для голосования с именами кандидатов (вот тебе и "мертвые души", ага!).

Далее по плану в частично реконструированном античном амфитеатре шел концерт Шагина при поддержке местного инструментального ансамбля - музыканты экстра-класса (потом у Любы на даче они исполняли и собственный репертуар); персонажи в тельняшках для Севастополя как бы в тему;
ретро-шлягеры в "митьковских" кавер-версиях, где-то блюзовых, где-то хардкорных, конечно, милы, но... - уместнее, если честно, в питерско-интеллигентском контексте, где по отношению к материалу задается ироническая дистанция; а перед курортной публикой они звучат и недостаточно простодушно, и вместе с тем не слишком изощренно - не хватает стилистическо-смыслового "контрапункта".

Следующий день до спектакля посвятил знакомству с Севастополем - я же первый и наверняка последний раз в Крыму вообще и тем более в Севастополе, однако накануне дня военно-морского флота в ожидании парада перекрыли даже те куски набережной, что обычно открыты для гуляющих. Правда, часть самых крупных кораблей уже стояли в бухте - их я видел. Закрыты на ремонт и основные городские музеи, начиная с художественного - какая-то часть экспозиции перенесена в кинотеатр, куда я решил не ходить. На центральной улице Ленина среди многочисленных мемориальных досок милитаристской (с уклоном в морскую, конечно) тематики неожиданно обнаружился барельеф Анны Ахматовой, которая в 1895-1916 гг. гостила у своего деда - правда, и тут подчеркнуто, "участника первой обороны Севастополя", ну и в самом деле, спасибо деду, а иначе и не стоило у него гостить.

Каким-то чудом мне хватило сил доползти вниз по берегу бухты и оттуда по заросшей лестнице вскарабкаться наверх к театру, а оттуда еще и в обход закрытого на "комплексное благоустройство" (по московскому образцу) исторического парка до музея-панорамы "Оборона Севастополя". Мемориал на свой лад знаковый - но скорее как памятник позднесталинской пропаганде, чем Крымской войне. Хотя первоначально Панорама открылась в 1905-м в специально для нее построенном псевдоклассическом, "мавзолейного" типа здании, но в 1940-е, естественно, горела при бомбардировках, какие-то куски удалось сохранить, но и они пострадали настолько сильно, что после эвакуации в Сибирь оригинал Франца Рубо и К был советскими умельцами сугубо академического толка по сути переписан заново: при сохранении общей композиции на полотне появилось множество новых персонажей, как водится, представителей "народа". Тут и моряк Кошка, бравший французов в плен почем зря, и матрос Трофим, героически заливавший готовые взорваться бомбы, и, конечно, одна из главных местных "штатских" знаменитостей - первая сестра милосердия, сегодня бы сказали, "волонтерша" - Дарья Лаврентьевна (Севастопольская по прозванию), она продала все имущество, купила лошадь и возила раненых, благодаря чему попала с некоторым опозданием на панорамный холст, а теперь вот еще и в спектакль "Грифон", премьеру которого я посмотрел тем же вечером опять-таки в "Херсонесе Таврическом", так что и экскурсия по музею-заповеднику, и посещение Панораму позволила мне подготовиться к осмысленному восприятию шоу:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4053883.html

В музее-панораме есть и экспозиция нижнего этажа с документами, артефактами - но она тоже закрыта и недоступна. Наутро после премьеры "Грифона" я по жаре заленился ехать на 35-ю батарею, уточнив, что по территории ходить там можно сколько угодно, но не очень-то это приятно и увлекательно; а в катакомбы записываются с самого с ранья и ждут в очереди на экскурсию часами. Так что предпочел вместо запарки спокойно смотреть в номере по ТВ трансляцию морского парада, где под "Валькирий" Вагнера и "Времена года" Вивальди вперемежку с "Любэ" и "Каскадом" и какие-то самопальные, с надрывом прочитанные стишки соответствующей тематики парашютисты и морская пехота десантировались с кораблей, шефствуют над которыми одновременно фонд Андрея Первозванного и завод имени Серго Орджоникидзе.

Машину на симферопольский аэропорт заказали с большим запасом, а прибыла она раньше срока, и чтоб не сидеть лишнего в зале ожидания, очень удачно вышло заехать по дороге в Бахчисарай. Очередь на экскурсию в ханский дворец, конечно, оказалась не по времени и не по силам, но и прогулка внутри музейного комплекса против ожидания (водители по дороге туда и обратно не сговариваясь уверяли, что нечего там глядеть) получилась необычайно интересной, не изнурительной физически, а скорее приятной, но и ханская мечеть, и мавзолеи, и банный комплекс, и корпус музея (не заходя внутрь - похоже, здание раньше служило конюшней), и деревянная "соколиная" башня, и еще один внутренний дворик у выставочного зала с вековым деревом, занявшим почти все пространство двора, и "черное" номинально, а в действительности восхитительной резьбы дворцовое крыльцо, которое можно увидеть через решетку этого дворика - ничто от внимания не ускользнуло. По сравнению с гранадской Альгамброй может и скромно, а вообще здорово. За бахчисарайские фото спасибо Марине Шимадиной, картинки с собственным присутствием выкладываю по минимуму чтоб не портить общего благолепия.














Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment