Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Паразиты" реж. Пон Чжун Хо

- Это шимпанзе?
- Это автопортрет!


Начинал я смотреть "Паразитов" на спец-показе в летнем парковом кинотеатре, но перед началом давали игристое и клубнику с взбитыми сливками, после которых сидеть на доске было тяжело, к тому же я быстро замерз, и с того сеанса мне больше запомнилось предупреждение, записанное режиссером, с просьбой не разглашать сюжет фильма тем, кто его еще не видел. Тогда, уйдя примерно с середины сеанса, я бы не мог его разгласить при всем желании, но позднее, конечно, пошел в нормальный кинотеатр, где предупреждения уже не было, а фильм посмотрел как следует. Поскольку зафиксировать сюжет, как я его "прочитал", мне принципиально важно (кто бы что ни говорил по этому поводу), я от своего не отступаю.

Сначала кажется, что это, если не обращать внимания на лица героев, и не азиатский, не корейский вовсе, а среднеевропейский фильм, только с вывернутым наизнанку "гуманистическо"-антикапиталистическим посылом: у какого-нибудь Кена Лоуча (к примеру) государство и богачи угнетают трудящихся и безработных, а те по возможности ищут на этих управу, сопротивляются, организуют борьбу за права - здесь наоборот, по принципу "была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная". Точнее даже не ледяная избушка, а полуподвальная конурка вроде моей, где тоже, как у меня, пьяные под окна ссут - только я в своей конуре живу один, а этих четверо, счастливая корейская семья, муж с женой и взрослые дочь с сыном. Через друга сын выходит на семью богатеев - аналогичную по составу, мама-папа-сын-дочь, только дети чуточку помладше; и с фальшивым университетским дипломом, который нарисовала сестра, бедный юноша, не будучи даже студентом, устраивается репетитором к богатой девушке, а та, само собой, незамедлительно в него влюбляется.

Дальше лучше - посредством брата втирается под видом знаменитой преподавательницы рисования и арт-терапевта для младшего сына богачей сестренка-прохиндейка - якобы одаренный мальчик малюет детские каракули, где людей не отличить от обезьян, но хватанув терминологии бывалая шарлатанка такие задвигает его мамаше "телеги", что богачка любые деньги готова выложить за "терапию". Потом черед доходит и до старшего поколения - дочка подбрасывает водителю хозяина свои трусы, того увольняют по подозрению в сомнительном поведении, и на его место, по рекомендации "заслуживающей доверия художницы" (в Чикаго же стажировалась! ну как будто...) берут - через несуществующий "элитный клуб", все той же аферисткой придуманный, отца горе-педагогов, когда-то в молодости действительно шоферившего, но больше проработавшего парковщиком. На скорую руку в автосалонах освоившись с новинками машиностроения, мужик не ограничивается местом за баранкой - вскоре, хитрым обманом избавившись от многолетней, доставшейся еще от прежнего хозяина дома, знаменитого архитектора, экономки (у нее аллергия на персики - проходимцы выдают ее за острую форму туберкулеза), пристраивают мамашу семейства жуликов: теперь весь клан в сборе и при деле!

Вся эта часть придумана складно, выстроена динамично, смотрится легко и весело, хотя несколько предсказуема и схематична - но лишь до середины фильма. Кульминацией и разделом служит момент, когда хозяева по случаю дня рождения младшего сына не ко времени, в плохую дождливую погоду, отправляются в кемпинг, а банда проходимцев, ощущая себя королями пускай хотя бы на час, словно бобики в гостях у барбосов, устраивают пирушку, успевают быстро загадить дом, напиваются, в общем, ведут себя как и полагается самодовольным лживым скотам. Тут их и подстерегает сюрприз - звонок в дверь от бывшей экономки. Не зная, что выгнали ее в результате паскудной подставы, несчастная женщина умоляет открыть дверь и почему-то (вот тут я споткнулся об "не верю!", при всей условности остальных сюжетных перипетий именно такой поворот кажется мне чересчур надуманным) пьяные развеселившиеся подонки идут ей навстречу, отпирают замок, хотя запросто могли бы оставить ее на улице; а бывшая экономка спускается в подвал, обнаружившийся к удивлению героев за буфетом, и там находит... оголодавшего мужа.

Семей в "Паразитах", таким образом, не две, а даже три, и вот эта третья - как бы "промежуточное" социальное звено между зажравшимися богачами и нищими подонками - очень любопытное явление! Оказывается, разоренный муж экономки уже сколько-то лет прячется в подвале от кредиторов, благо первый владелец-архитектор по собственному проекту строил себе дом и предусмотрел тайный бункер на случай ядерного удара Северной Кореи; а жена годами (!) тайком его подкармливала, иногда выводила гулять - в связи с чем тоже происходили досадные казусы - так, младший сын хозяев однажды увидел "привидение" (то бишь отправившегося на прогулку подвального сидельца) и с тех пор малость не в себе, в связи с чем и нуждается в "терапии".

История, до этого момента строившаяся отчасти как вывернутая наизнанку "Теорема" Пазолини, резко перетекает в формат, типичный для южнокорейского кинематографа, с изуверствами, не имеющими аналога по изобретательности в мировом визуальном искусстве. С одной стороны, конкурирующие семьи изводят, изничтожают друг друга, желая сохранить свои тайны и привилегии; с другой, не вовремя из-за плохой погоды вернувшиеся хозяева вынуждают прислугу, уж было почувствовавшую себя владельцами дома, на скорую руку прикрывать следы своих бесчинств. Заканчивается же все (ну раз уж фиксировать - то до конца) совсем печально и даже страшно, побоищем на костюмированном дне рождения сына. Впрочем, авторами припасен еще и эпилог - даром что ли за столько лет, пользуясь подвальным рубильником, муж экономки осваивал сигналы Морзе, включая и выключая лампочки - спрятавшись там же, на его месте, отец семейства (дочь погибла, мать и сын пошли под суд, но получили условный срок), посылает сообщение, раз за разом набирая послание, которое сын однажды все-таки получит и прочтет.

"Фантастический реализм" эпилога напрягает разве что в связи с весельем "плутовской" первой части - но мне этот слом инерции восприятия как раз пришелся по душе. Гораздо менее увлекательно, на мой вкус, разбираться, кто же в представленной структуре все-таки паразиты - тем более что паразиты здесь все, "что наверху, то и внизу" (и посередке так же). Просто пока дела идут на лад и все персонажи довольны, а публика смеется - как ни странно, в подобных категориях рассуждать уместно. Но вот когда доходит до мордобоя и расчлененки, проломленных голов и, в итоге, поножовщины на детском празднике - мне кажется, проблема социального неравенства сильно теряет актуальность... С другой стороны, стилистика и фабула второй части слишком уж характерна для кинематографа Южной Кореи, вторично по отношению к раннему Ким Ки Дуку, бесконечным "Сочувствиям господам Месть", "Олдбою" с сиквелом и проч.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments