Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Король Лир" У.Шекспира в "Сатириконе", реж. Юрий Бутусов

Недавно глядя кинотрансляцию "Короля Лира" из Лондона с Иэном МакКелленом за неимением лучшего отметил, что там при общем убожестве решения дается ответ на вопрос, мучающий шекспироведов всех времен, а именно, наглядно показано, куда исчезает безвозвратно Шут - его убивают:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4025284.html

В постановке Юрия Бутусова тоже, но что важнее, его убивает, душит собственноручно сам Лир, то бишь ее, персонажа Елизаветы Мартинес Карденас. В очередь с ней заявлена Елена Березнова, но не знаю, успеет ли она сыграть еще, я смотрел предпоследний показ: вслед за первыми сатириконовскими спектаклями Бутусова, "Макбеттом" и "Ричардом Третьим", настал черед "Короля Лира", его снимают с репертуара.

По моему убеждению фирменный стиль Бутусова полностью оформился именно в "Сатириконе", актеры райкинской труппы на каком-то этапе оказались наиболее адекватны его режиссерским поискам. Но Бутусов теперь идет дальше, а "Лир" к тому же, видится теперь, несколько менее в сравнении и с "Ричардом", и с "Отелло" (про несравненную "Чайку" нечего и говорить) щедр на буффонную, трагифарсовую роскошь, он в целом спокойнее и за исключением буквально пары эпизодов (ослепления Глостера ближе к концу первого действия под марш "советского цирка", зарифмованного с ним пластически и музыкально поединка Эдмонда с Эдгаром и, конечно, финала) ближе к бутусову раннего, петербургского периода конца 90-х-начала 2000-х.

С годами, к тому же, насколько я могу судить - а я, пытаясь вспомнить, сколько раз смотрел спектакль, пришел к выводу, что "живьем" всего-то не более трех, возможно два, и еще кусками в очень качественной телеверсии, причем последний раз довольно давно, собирался в прошлом году на закрытие сезона, но не получилось.... - с годами в "Лире" если не вовсе сошел на нет, то "истончился" элемент гротесковый, игровой; спектакль стал "психологичнее", и в этом смысле от нынешнего бутусовского театра еще более отдалился.

В чем есть и свои преимущества - характеры и взаимоотношения персонажей не полностью затмеваются яркими, слепящими порой в других постановках ЮН предметными и пластическими метафорами (наглядное исключение - три потертых пианино, на которые в финале падают тела дочерей Лира, и нависающие над ними кринолины-"абажуры"... ну остов коня, остающийся с первого действия бесхозным, не в счет), постоянно остаются на первом плане, даются в развитии; Лир-Райкин от самодура и почти шута (зачем ему шут, он же и правда, как сказано, "сам дурак"!) через гонения и потери приходит к раскаянию, трагически запоздалому, когда ничего нельзя исправить и вернуть. То же и с Глостером-Сухановым. Вообще гротеск и фарс как характерообразующая основа присуща здесь только Освальду-Ломкину, отчасти, но не в полной мере, Эдгару-Осипову (в эпизодах с Глостером) и Эдмонду-Кузнецову, остальные же, от сестринского три (Дровосекова-Стеклова-Тарханова/Спивак) до Кента-Трибунцева, даже не слишком выигрышно поданных тут мужей-герцогов (Третьякова и Большова), как редко до недавнего времени бывало у Бутусова (за последнее время кое-что изменилось) проживают своих героев "изнутри", а не только через эффектные внешние проявления. Как ни странно, телеверсия только усиливает подобные ощущения, так что чувств невосполнимой утраты после тринадцати сезонов репертуарной жизни спектакля не остается... Еще бы достойные приходили ему на смену!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments